Ростислав Павличенко: «Третий банк регистрировать всегда быстрее, чем первый»
Несколько лет назад на одной из банковских конференций в Лондоне Ростислав Павличенко, возглавлявший тогда Еврогазбанк, познакомился с представителем крупной швейцарской инвесткомпании. Швейцарцы давно присматривались к Украине, где их интересовала сверхвысокая, по европейским меркам, доходность банковских депозитов и государственных ценных бумаг.
Продолжая общаться уже после конференции, финансисты договорились о сотрудничестве. Иностранцы готовы были размещать деньги на депозите в Украине под 6% годовых, а Павличенко брал на себя обязательство инвестировать их в валютные ОВГЗ с доходностью более 9%. Для этого он даже недавно зарегистрировал собственный банк – «Финансовый партнер».
У Павличенко это уже третий банк, который он создает с нуля. Еще в 2006 г. он по просьбе бывшего главы НАК «Нафтогаз України» Алексея Ивченко зарегистрировал , председателем которого оставался до середины этого лета. В 2011 г. Ростислав со своими бизнес-партнерами учредил еще одно финучреждение – банк «Сич». Но после 17 лет работы в банковской системе финансист понял, что его уже не устраивает роль просто управляющего или миноритарного акционера.
– Нет плохого бизнеса – есть люди, которые им плохо управляют. Уйти хотят в основном иностранцы. Им непонятен наш рынок. У них другая модель – и управленческая, и финансовая. В нашей стране, как на любом локальном рынке, есть своя специфика. Здесь нужно с каждым клиентом работать индивидуально. А иностранцам жесткие стандарты не помогали, а скорее, мешали развиваться.
– Какая бизнес-модель будет у вашего банка? Все говорят, что создают универсальное финучреждение, но на практике все на чем-то специализируются.
– Сложилась очень интересная ситуация – многие банки собираются на выход, и на рынке появляется много «новых» клиентов. Тем не менее, у нас будет универсальный банк, который имеет право на проведение всех операций. А там уже будем ловить момент. В зависимости от того, что будет интересного и прибыльного на рынке. Это может быть и межбанк, и корпоративные клиенты, и физлица, и ОВГЗ.
– У нас есть партнеры – инвестиционные компании из Австрии и Швейцарии, – которых очень привлекают высокие ставки по депозитам и госбумагам в Украине. Но они не очень хорошо знают всю местную специфику. У нас с ними уже есть предварительная договоренность, что они будут размещать деньги на депозите в нашем банке, а мы будем их инвестировать в валютные ОВГЗ. Это совершенно безрисковая и очень прибыльная операция для банка и наших партнеров.
– О каких суммах идет речь?
– Это десятки миллионов долларов.
– Конфликта не было. Просто появился более интересный проект.
– Я пока не могу сказать точно, банк еще создается. Есть уставный фонд – 125 млн грн. Но это не значит, что все эти деньги потрачены на создание банка. Большая их часть будет использована для бизнеса. В том числе и кредитования клиентов. Нам сейчас очень интересен рынок ОВГЗ.
– Кроме работы в банке, я еще занимался бизнесом. По сути, это семейные сбережения, которые аккумулировались мной и братом долгие годы.
– Я пока остаюсь акционером Еврогазбанка, но мы будем продавать свою долю. Из капитала банка «Сич» я также буду выходить.
– Нет. Пока это семейный бизнес. Мы, конечно, открыты для партнерства. Банк поэтому так и называется: «Финансовый партнер». Мы будем только рады, если среди наших партнеров появятся известные люди.
– Покупка готового банка – это еще не все затраты. В старом банке, как правило, еще есть и долги, которые нужно погашать, и проблемная задолженность, которую придется списывать за счет капитала. Мы провели глубокий анализ и поняли, что лучше создать новый банк, чем покупать старый.
– Да, конечно. На самом деле их не так уж и много. Крупные мы, конечно, не смотрели, на них у нас просто не хватило бы денег. Владельцы мелких или средних банков в любом случае не хотят продавать дешево. Они хотят 1,6-2 капитала. Если сумма ниже, то это значит, что продавец хочет, чтобы покупатель взял на себя еще и какие-то проблемы. Например, за один из банков собственники просили капитал плюс $6 млн. – это около $20 млн. Но там было проблем на целый капитал. И это только те проблемы, которые видно. А есть еще и скрытые проблемы. Изучив все эти особенности, мы решили, что выгоднее регистрировать новый банк.
– Около 5 месяцев.
– Вопрос профессионализма. Это уже третий банк, который мы регистрируем. Поэтому мы уже знаем все нюансы. Где нужно быстрее и правильнее сделать. Третий банк регистрировать всегда быстрее, чем первый.
– Это неправда.
– Если бы нам предложили продать банк, мы бы не сделали этого даже за такие деньги. Создание банка – очень сложный процесс. Но банковская лицензия – это хороший актив, который может окупиться и приносить хорошую прибыль.
– Думаю, минимум за пять лет. Это будет либо рост капитала банка, либо чистая прибыль.
– Любой бизнес рано или поздно продается. Поэтому и развивать его надо так, чтобы в случае продажи получить прибыль, а не убыток.
– Да, согласен. Кризис рано или поздно закончится. Это цикличное явление. Кризис в первую очередь в головах. Люди боятся тратить на потребление и инвестировать. Потребление с начала кризиса сократилось в разы. Как раз через пять лет этот цикл будет полностью пройден. Люди забудут, что вообще был кризис 2008 года. И банки будут стоить в разы дороже.
Loading...