Электронные деньги в Украине: специфика и перспективы

20130601082605Михаил ЧОБАНЯН, учредитель «KUNA Bitcoin Agency»:
Современный бизнес, если он стремится соответствовать этому звучному определению, обязан быть инновационным, иначе он просто не выдержит конкуренции. Так же и с банками. Но в Украине большинство банков не исполняют своей прямой обязанности, а служат «карманным средством», «работая» на одного-двух собственников. Владельцы и председатели правления множества украинских банков – люди старой закалки, им за 50 и их абсолютно не волнует вопрос нововведений, развития, им инновации ни к чему. Существует один лидер, в свое время собравший толковую молодую команду с западным образованием, который и задает тон всему рынку, инвестируя в новые технологии, а следовательно, и в будущее.
Остальные – «нафталинщики», которые лишь копируют его или сетуют на ситуацию в стране, кризисы, обстоятельства и т.п.
Почти все мировые валюты привязаны к доллару. И не я один считаю и прогнозирую – об этом говорят ведущие мировые аналитики и банковские эксперты, – что финансовая система под названием «Доллар» рухнет в ближайшие год-два.
Она обречена. И в такой ситуации как ты ни трудись над отдельными направлениями (скажем, над вопросами безопасности), какие «секьюрити менеджерз» ни внедряй, а в глобальной перспективе это не имеет смысла. И существует только один выход – переход на революционные технологии. А в настоящий
момент таковой является «Bitcoin» – электронные деньги и платежная система, 2 в 1. С ее помощью можно «гонять» любые активы, будь то имущественные или интеллектуальные
права, право собственности, да что угодно. Она ни от кого не зависит, не подконтрольна ни одному органу, и уж тем более она не подконтрольна Федеральному резерву и его собственникам. Я не утверждаю, что уже сегодня нужно забыть о бумажных деньгах и использовать только «биткоин», но я за то, чтобы как можно скорее войти в «переходный» период, и банкам следует делать это уже сейчас – интегрировать в свои сервисы «биткоин» и постепенно приучать клиентов. Через год-два может быть слишком поздно. Кто поймет, что за этим направлением – будущее, тот и выживет, а остальные «загнутся» вместе с Федеральной резервной системой.

Александр ЗАЛЕТОВ, кандидат экономических наук, доцент, Президент «Лиги страховых организаций Украины»:
С каждым годом все большее число различных отраслей используют возможности сети Интернет для предоставления своих услуг.
Первопроходцами операций в сети Интернет были банки. Позже клиентам стали предлагать услуги по WEB-бронированию билетов авиаперевозчики. Теперь к ним присоединились страховые компании. Сегодня рынок интернет-страхования наиболее развит в США и Евросоюзе. В США наряду со страховыми компаниями активно представлены страховые брокеры (страховые
порталы), которые дают возможность клиенту подобрать необходимую компанию и купить у нее полис через интернет.
Однако в Украине онлайн-страхование сводится к заказу полиса на сайте страховой компании. Клиент оставляет свою заявку, ему перезванивает оператор, уточняет детали, оформляет страховой полис и организует доставку в нужное клиенту место. При этом оплата таких полисов в большинстве случаев осуществляется наличными деньгами.
Поэтому, несмотря на определенное удобство этой формы страхования, оно не является онлайн-страхованием в классическом виде.
В связи с этим Лига страховых организаций Украины инициировала внесение в Закон Украины «О страховании» норм, стимулирующих развитие е-страхования (законопроект № 0965 от 12 декабря 2012 г.). В случае принятия указанных изменений страховые полисы станут электронными, а их оплата должна будет осуществляться безналичным путем. Тогда клиенту не
придется тратить время на ожидание доставки, а страховой компании – содержать штат курьеров, операторов, организовывать работу с наличными деньгами и т.д. Все это может удешевить стоимость страхования на 10–15 %. Помимо изменений законодательства, необходимо будет внедрить стандартную форму электронных полисов. При этом страховым компаниям придется проделать большую работу по совершенствованию своей IT-инфраструктуры до уровня, позволяющего обрабатывать электронные страховые полисы, исключая мошенничество.
Направление продаж через Интернет, безусловно, обладает высоким потенциалом. Его доля в общем портфеле страховых компаний будет непрерывно расти по мере развития инфраструктуры и подключения все большего числа людей к Интернету.
Преимущественно такие услуги предусмотрены для физических лиц, поскольку корпоративные клиенты требуют индивидуального подхода в наборе услуг и тарификации.