Законодательное регулирование рынка электронных финансовых услуг

img1965832_InformatsiyaВ последнее время наблюдается тенденция к постепенному ограничению анонимности клиентов при предоставлении подобных услуг. К примеру, Национальный банк Украины еще в июне постановлением № 378 установил лимиты на использование электронных денег. Можно ожидать, что регулятор продолжит действовать в этом направлении и в следующем году – уже в рамках борьбы с коррупцией, отмыванием денег и финансированием терроризма и сепаратизма. Кроме того, отметим тенденцию к росту внимания Нацбанка и Госфинуслуг к электронным финансовым услугам в целом. Это дает основания ожидать введения намного более детального регулирования соответствующего рынка в ближайшем будущем.
Ростислав ТРОЦЕНКО, директор по коммуникациям WebMoney.UA: То, что законодательное регулирование сферы платежей в Украине уже давно не соответствует реалиям рынка – абсолютно непреложный факт. Показательно в этой связи редкое единство в оценке ситуации экспертами отрасли, профессионалами рынка и даже чиновниками.
Стоит отметить, что сегодня существует несколько дерегуляционных инициатив, цель которых – реформирование законодательства. Условно их можно разделить на две группы, которые принципиально отличаются по подходам к решению этой проблемы.
Первый заключается в том, чтобы внести изменения в уже действующие законы. Хороший пример подобного подхода – дерегуляционные предложения команды проекта «Реформы регуляторной политики», созданного по инициативе Премьер-министра Украины Арсения Яценюка и Дмитрия Шимкива, заместителя главы Администрации Президента Украины, в рамках провозглашенных приоритетов развития экономики Украины. Безусловно, речь идет о нужных и полезных изменениях.
В любом случае, это – шаги на пути реформ. Однако такое «латание дыр» мало поможет, если регуляторное законодательство изначально прописано с целью «не пущать». Представьте себе, что мы делаем косметический ремонт в здании, где неправильно спроектирован фундамент. Такой дом рано или поздно, но обязательно рухнет.
Мы живем во время великих потрясений и революционных перемен для нашей страны. И потому нынешние обстоятельства требуют соответствующих действий и решений, в том числе и на законодательном уровне. Поэтому мне, как участнику рынка, гораздо ближе второй подход – разработать и принять новые, прогрессивные законы, регулирующие отрасль, изначально гармонизированные с законодательством ЕС. И подобные инициативы сегодня есть. Например, предложения группы «Реформы рынка платежей», которая объединила ученых, экспертов, авторитетных бизнесменов, известных лидеров общественных организаций. Назову всего несколько имен, достаточных для того, чтобы сделать вывод о качестве этих наработок: глава правления Института экономических исследований, профессор, доктор экономических наук Игорь Бураковский, председатель правления ИНАУ Татьяна Попова, президент
«Интернет Инвест» Александр Ольшанский, глава Комиссии УСПП Иван Петухов и т.д., список можно продолжать долго.
Насколько мне известно, эти предложения были оформлены открытым обращением в органы исполнительной и законодательной власти. Будем надеяться, что чиновники, наконец, прислушаются к голосу бизнеса и пойдут навстречу рынку.

Дмитрий ГАДОМСКИЙ, адвокат, партнер практики IT и медиа права АО «Юскутум»:
Финансисты любят тишину даже больше, чем библиотекари. Новые идеи и технологии внедряются в консервативную банковскую систему очень медленно, а в некоторых случаях даже неохотно. Если посмотреть на мир через десять или двадцать лет глазами фантастов, то мы увидим там покупку обуви просто касанием к спроецированной на домашнюю стену
3D-модель понравившейся пары; и через минуту эта пара обуви печатается на установленном в чулане 3D-принтере. Аккуратно предположу, что в этом мире не будет места для оплаты квитанцией.
Сейчас же наши регуляторные органы могут два года согласовывать правила выпуска электронных денег. Это сложный интеллектуальный процесс, но нужно также помнить, что некоторые представители современного общества всего за две недели могут построить 30-этажный отель. Команда бывшего министра экономики Павла Шереметы собрала вокруг себя креативных юристов, которые за несколько месяцев подготовили пакет нормативных актов, направленных на превращение нашего государства, говоря языком организационно-правовых форм, из колхоза в акционерное общество. В частности, предложены изменения, которые коснутся самых консервативных банкиров, в том числе и НБУ. К примеру, предлагается предусмотреть для НБУ 30-дневный срок для утверждения правил эмиссии электронных денег. В зависимости от того, какая концепция возьмет верх, необходимость в согласовании правил отпадет вовсе, поскольку Уголовный процессуальный кодекс может лишиться ответственности за эмиссию электронных денег без согласования НБУ.
Вот за что не взялись пока даже юристы П. Шереметы, так это криптовалюта. Если электронные деньги – это понятный для государства инструмент, то вот криптовалюту в НБУ со средины ноября гордо называют «денежным суррогатом». По мнению НБУ, этот денежный суррогат не обеспечен реальной стоимостью: видимо, в НБУ считают, что наличные деньги обеспечены, и это печально. Но вполне понятно, что НБУ находится под давлением МВФ, FATF и, что самое страшное, собственных заблуждений.