Инновации как способ роста конкурентных преимуществ банков

internet_banking_51c036c7a220d_thumb_6551c036c7adbd7Тенденции развития технологических инноваций в банковской сфере сегодня активно связаны с динамичным развитием сферы ИТ. Поэтому сегодня многие банки оптимизируют инфраструктуру и внедряют новые, революционные технологии, направленные на минимизацию вложений и получение конкурентных преимуществ. Мы попросили наших респондентов ответить на несколько вопросов, касающихся тенденций внедрения инновационных банковских технологий в мире.

Ирина ПОХМУРСКАЯ, Ирина ПОХМУРСКАЯ, заместитель Председателя Правления, директор Операционного департамента ПАО КБ «СТАНДАРТ»:

Провести адекватную оценку инновационных и конкурентных преимуществ банковских продуктов возможно, лишь опираясь на опыт работы в системных банковских учреждениях. С уверенностью могу сказать, что на сегодняшний день рынок банковских услуг становится все более клиентоориентированным. В свою очередь именно веб-технологии, онлайн-банкинг, использование мобильных приложений, новые карточные продукты позволяют клиентам пользоваться доступным и удобным сервисом, расширяют возможности более полноценного и, что особенно важно в условиях современности, мобильного обслуживания.
Появление на рынке ИТ инноваций будет обусловлено эволюционностью их развития с учетом пожеланий клиентов и необходимости повышения их конкурентоспособности. При этом нахождение комплексных технологических решений
сегодня будет диктовать одновременное снижение себестоимости финансовых инструментов.
Отдельно хочу обратить внимание на то, что вместе с развитием сферы новых технологических решений возрастает роль и значение штата специалистов, которые осуществляют сопровождение данных продуктов. Речь идет о формировании профессиональных качеств персонала.
Данные процессы также должны удовлетворять пожелания клиентов к снижению стоимости продуктов.
На мой взгляд, крайне необходимо, чтобы указанные процессы уже сейчас учитывали перспективу выхода украинских банковских продуктов на европейские и мировые рынки.

Елена ДМИТРИЕВА, Елена ДМИТРИЕВА, заместитель Председателя Правления АБ «УКРГАЗБАНК»:

Хочу рассказать об инновационных принципах повышения качества сервиса в УКРГАЗБАНКЕ. В первую очередь это касается совершенствования дистанционных каналов продаж. Когда-то американский миллиардер Билл Гейтс сказал: «Людям нужны банковские услуги, но не банки».
Катализаторами данного процесса, безусловно, являются стремительное развитие электронных сервисов, обостряющаяся конкуренция на финансовом рынке и мгновенная смена традиционных моделей поведения бизнеса. Данная тенденция имеет, можно сказать, мировой характер, и в экономиках отдельных государств на се-годня наличные расчеты составляют
всего лишь 3% от всего объемасредств.
Таким образом, тенденция перевода бизнеса в дистанционные каналы продаж – один из ключевых инновационных трендов, поскольку существенно меняется вся архитектура и философия менеджмента. Уменьшение точек доступа и ротация персонала, стремление оставшихся становиться все более универсальными – это лишь некоторые черты настоящего, связанного с переходом консультантов в веб, гаджеты и постепенной миграцией на электронные торговые площадки.
Другим инновационным инструментом становится улучшение сервиса обслуживания клиентов как маркетингового инструмента, который используется для увеличения объемов продаж. Таким образом, обеспечивается выполнение одной из важных антикризисных задач – удержания клиентов и привлечения новых.
Я думаю, что достичь этого можно, только улучшая качество обслуживания, то есть предложив такой продукт (в данном случае сервис), который удовлетворит потребность клиента или даже превзойдет его ожидания. Это очень важная задача, поскольку, сделав некое индивидуальное предложение клиенту, мы взамен навсегда получим его лояльность.
Проиллюстрирую сказанное цифрами: в результате аттестаций, которые периодически проходят в нашем банке, почти 20% персонала уходит, и их место занимают другие люди. На сегодняшний день конкуренция и сам рынок предъявляют достаточно высокие требования к персоналу. Однако, думаю, это хорошая практика, перед тем как на наш рынок придут европейские банки, и в переходный период универсализация персонала, его стремление постоянно получать
новые знания будут востребованы молодым поколением.
Тем более что еще одним инновационным элементом сегодняшнего дня можно считать стремление максимально упростить банковские продукты, чтобы людям было легче их продавать. Для продажи сложных финансовых продуктов, таких как залоговые кредиты, ипотеки, нужно иметь соответствующее образование. В то же время для продажи кэш-продуктов достаточно знать основы банковской деятельности и иметь хорошие коммуникативные навыки.

Виктор РАЖЕВ, Виктор РАЖЕВ, директор департамента информационных технологий «БМ Банка»:

Как одну из тенденций европейского рынка отмечу увеличение продаж через удаленные каналы: мобильный, интернет-банкинг. Кроме того, сравнительно новым подходом можно считать телевидеомаркетинг, то есть процесс продажи финансовых услуг с использованием видео-конференции. Иначе говоря, модернизированный интернет-банкинг,
который считается современным банковским продуктом для западного менеджмента финансово-кредитных учреждений.
Указанный финансовый инструмент существенно расширяет потенциальную географию его применения. Причем не только в пределах предгорий Карпат до Херсона, но и в мировых масштабах, включая Китай и Индию. У телевидеомаркетинга нет привязки к местоположению клиента в данный момент времени, и это существенно увеличивает скорость принятия решений.
Что касается тенденций украинского рынка, то подходы банкиров здесь разделились. Кто-то революционными темпами внедряет инновационные технологии и продвигается вперед, развивая интернет-банкинг и удаленные продажи; другие
игроки рынка работают по старинке, не спеша внедрять новые технологии в процесс обслуживания клиентов,
опасаясь рисков, связанных с новыми технологическими решениями.
В Украине существует достаточно большой сегмент клиентов, возраст которых превышает 45 лет. Именно эта категория покупателей финансовых продуктов не увлечена гаджетами и интернет-удобствами, что ограничивает доступ к современным
маркетинговым инструментам.