Тарифы не повысят


Иллюстрация к статье «Тарифы не повысят»

Госфинуслуг решила повысить вдвое лимиты по автогражданке. При этом комиссия отклонила предложение МТСБУ по повышению тарифа и пересмотру коэффициентов. Страховщики уверены, что это приведет к росту убыточности и отказу СК от этого вида страхования.

Месяц назад Моторное (транспортное) страховое бюро (МТСБУ) предложило повысить лимиты ответственности по имущественному ущербу с 25,5 тыс. грн. до 50 тыс. грн., по ущербу жизни и здоровью — с 51 тыс. грн. до 100 тыс. грн. Одновременно с этим было предложено увеличить базовый страховой платеж с 291 грн. до 389 грн. и повысить коэффициенты для отдельных видов авто и городов.

Госфинуслуг на повышение тарифа и коэффициентов не пошла. «Мы решили повысить лимиты ответственности, но они вступят в силу после пересмотра тарифов. В предоставленном МТСБУ расчете был допущен ряд ошибок, а также нарушение законодательства. Например, закон четко закрепил, какие существуют поправочные коэффициенты, но в предложении МТСБУ был указан поправочный коэффициент для городов-спутников, хотя это не предусмотрено. Не понятны также предложения по отдельным видам транспортных средств. Так, по прицепам предполагалось увеличение в 7,7 раза, по малолитражкам — в два-три раза. Это социальный вид страхования, и он предусматривает некую субсидиарность — возможно, владельцы малолитражек должны платить меньше, больших авто — больше. Также МТСБУ не предоставило социальную оценку повышения тарифа, его соотношение со средней зарплатой»,— рассказал «і» Виктор Суслов, глава Госфинуслуг.

Теперь МТСБУ придется заново рассчитывать тариф и коэффициенты. Судя по тому, сколько времени это заняло в первый раз, новый тариф может появиться не раньше марта следующего года. В МТСБУ от комментариев воздержались до момента получения официальных замечаний Госфинуслуг. При этом президент бюро Владимир Романишин говорит, что на расчет нового тарифа уйдет два-три месяца.
Законодательство обязывает Госфинуслуг пересматривать базовый платеж в зависимости от роста инфляции. За четыре года с момента утверждения тарифа он ни разу не менялся, а потребительские цены за это время выросли в 1,92 раза. Средняя выплата в 2005 г. составляла 4,7 тыс. грн., а в сентябре 2009 г.— уже 8,1 тыс. грн., увеличившись только с начала года на 1,3 тыс. грн.

Страховщики уверены, что решение Госфинуслуг является скорее политическим, нежели экономическим. «Повышение тарифов на социальный вид — непопулярный шаг, он может быть использован силами, противостоящими нынешнему Кабмину. А Госфинуслуг, подведомственная Кабмину, не может допустить подобного исхода. Тариф и коэффициенты во всем мире рассчитываются актуариями. В Украине их параллельно рассчитывали два института. Результаты оказались практически идентичными, что подтверждает правильность расчетов»,— отметил Дмитрий Грицута, предправления СГ «ТАС».

Компании неоднократно заявляли, что убыточность этого вида страхования растет. Если сумма платежей по ОСАГО с начала года выросла на 8%, то выплаты — на 21%. Кроме того, из-за кризиса многие страховщики затягивали выплату страхового возмещения. «Убыточность по автогражданке в Киеве и других больших городах составляет 137%, в то время как в небольших городках и отдаленных от центра регионах — около 35%»,— поясняет Виктор Лаврусенко, предправления СК «Просто страхование». Во многом благодаря затягиванию выплат и ручному управлению убыточностью уровень выплат по сравнению с 2008 г. практически не изменился и составляет 37%. Это дает регулятору основания полагать, что нынешний тариф адекватен.

В то же время основной причиной, по которой страховщики хотят повысить тариф, являются завышенные административные расходы. Нередки случаи, когда комиссия агенту по автогражданке достигает 30%, кроме того, компания несет затраты на ведение дела. Часть платежа, которая остается для передачи в резервы будущих выплат, отнюдь не составляет положенные по закону 75%. Поэтому реальная убыточность этого вида страхования гораздо больше официальной статистики и, по оценкам самих страховщиков, нередко превышает 100%. Это вынуждает страховщиков проводить выплаты за счет других видов страхования.

Тем временем в России также начался процесс увеличения тарифов и лимитов ответственности по ОСАГО. Сейчас там базовый тариф по автогражданке составляет 1980 руб. (в пересчете — 384,12 грн.). Его предлагается увеличить на 25-86%, в зависимости от степени повышения лимитов. Лимит ответственнос
ти по имущественному ущербу — 160 тыс. руб. (31,04 тыс. грн.), по ущербу, нанесенному жизни и здоровью — 240 тыс. руб. (46,56 тыс. грн.), но не более 160 тыс. руб. (31,04 тыс. грн.) на одного пострадавшего. Эти лимиты предложено увеличить до 500 тыс. руб.