Ссудный день

28 марта 2014, 19:55


Иллюстрация к статье «Ссудный день»

Антимонопольный комитет встал на защиту заемщиков.

Чиновники проверяют жалобы клиентов и штрафуют банкиров, водящих за нос доверчивых клиентов: обещая кредиты под 0%, финансисты всучивают им займы, реальная стоимость которых достигает 50–70% годовых.

Последним на мушку антимонопольщиков попался Платинум Банк, на прошлой неделе он был оштрафован на 50 тыс. грн. Причина санкций — недобросовестная реклама кредитора.

Декларируя акционные займы под 0% годовых, финучреждение «забывало» проинформировать клиентов об остальных расходах за их пользование: годовой процентной ставке, разовой комиссии за предоставление кредита, ежемесячном платеже за пользование заемными средствами, обязательном страховании жизни клиента и т. д.

С учетом всех этих расходов общая стоимость «бесплатной» ссуды превышала 35% годовых.

«Законодательство сегодня не регламентирует четкого требования к расшифровкам в рекламным макетах. В том числе нет обязательств указывать в рекламе комиссии за предоставление кредита и ежемесячное обслуживание, стоимость обязательного страхования жизни заемщика. Но в наших макетах была указана вся необходимая информация: банковская лицензия, срок действия акции, контактные телефоны для уточнения детальных условий предоставления кредита», — пояснила рекламный прокол директор по комплайанс, член правления Елена Петренко.

Финучреждение странно отреагировало на наказание: вместо указания в рекламной продукции конечной стоимости своих кредитов там пообещали еще больше запутать потребителей. «Мы решили в дальнейшем во всех рекламных макетах (независимо от их размеров) максимально детально отображать юридическую расшифровку, чтобы соответствовать требованиям не только действующего законодательства о рекламе, но и требованиям всех регуляторов на банковском рынке», — заявила г-жа Петренко.

Впрочем, Платинум Банк — не единственное финучреждение, пойманное на обмане клиентов.

«В этом году за распространение информации, вводящей в заблуждение потребителей, АМКУ оштрафовал уже четыре банка. Еще одному была дана рекомендация об устранении нарушений», — рассказали «ДС» в комитете.

Там отказались назвать имена всех нарушителей, сославшись на ходатайства финучреждений. Известно лишь, что в апреле на 68 тыс. грн. был вынужден раскошелиться VAB Банк, рекламировавший трехлетние займы наличными под 1%.

Если верить финансистам, к надувательству их подталкивает не только жажда наживы, но и конкуренция.

«Кэш-кредиты дают банку максимальную доходность. Тогда как продвижение залогового кредитования (ипотека, автозаймы) сегодня сопряжено с рядом дополнительных рисков и сложностей. Поэтому кредитование наличными привлекает все больше финучреждений», — поясняет заместитель председателя правления, директор по розничному бизнесу Антон Шаперенков.

В результате рождаются мифы о бесплатных займах, на которые охотно клюют клиенты. И это в то время, когда реальные процентные ставки по беззалоговым кредитам на рынке продолжают расти.

«Из-за повышения процентов по депозитам с начала года ставки по кредитам наличными поднялись на 3–5% и на 2–3% — по целевым ссудам на покупку товаров. Средние ставки по целевым кредитам сейчас достигают 50–55%, по кредитам наличными еще выше — 65–70%», — рассказал «ДС» генеральный директор «ОТП Кредит» Владимир Мудрый.

Обман потребителей сулит немало неприятностей и самим банкам. Причем штрафы АМКУ — далеко не самая серьезная из них. Привлекая клиентов, которые не могут в полной мере оценить взятые финансовые обязательства, кредиторы обрекают себя на рост портфелей проблемных ссуд и почти гарантированные убытки.

К тому же, осознав реальное положение дел и подсчитав грабительскую ставку по займу, клиенты все чаще начинают ввязываться в судебные тяжбы с лукавыми кредиторами.

По словам юристов, уже есть достаточно прецедентов, когда кредитные договоры в судебном порядке оспаривались заемщиками. И поводом для таких споров являлась именно недостоверность рекламной информации.

«Чаще всего этим грешили Приватбанк и Альфа-Банк. В своих рекламных буклетах они декларировали либо нулевую, либо символическую ставку по потребкредитам (например, 0,1%). Подписывая заявку на получение займа, их клиенты заодно расписывались и в том, что они ознакомлены с правилами кредитования, которых на самом деле не видели в глаза. В итоге беспечные заемщики вместо копеечного кредита получали ссуды с целым перечнем дополнительных платежей, ежемесячными комиссиями, дорогущими страховками и т. д.», — рассказал «ДС» старший партнер адвокатской компании «Кравец, Новак и Партнеры» Ростислав Кравец.

Юристы уверены, что количество судебных споров потребителей с банками будет активно расти в 2012 г. И именно они, а не мизерные штрафы АМКУ, станут настоящей головной болью для финансистов.

Loading...
Погода, Новости, загрузка...

Потребительское


Видео