Нужно ли повышать тарифы по автогражданке?

14 апреля 2014, 08:54


Иллюстрация к статье «Нужно ли повышать тарифы по автогражданке?»

— Регулирующие органы пытаются решить вопрос увеличения тарифов по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности (ОСГПО) владельцев наземных транспортных средств политически. Они не хотят вникать в экономику этого процесса, обращать внимание на финансовый результат страховщиков, а также на те скрытые многомиллионные убытки, которые принесла рынку деятельность таких компаний, как «Добробут», «Лафорт», «Инвестсервис», Украинская экологическая страховая компания. На сегодня объем текущей задолженности страховых компаний перед клиентами, среди которых не только «Добробут» и «Лафорт», составляет минимум 150 млн гривен. И мне совершенно непонятна аргументация Нацкомфинуслуг, отказавшейся согласовывать проект повышения стоимости ОСГПО еще тогда, когда ею руководил Андрей Стасевский.

Регулятор сослался на то, что средний уровень выплат по этому виду страхования за 2012 год не достиг критической отметки 60% (составил около 40%. — «Эксперт»), поэтому и смысла в повышении тарифов нет. Однако уровень выплат совершенно не отображает реальную убыточность, которая, в частности, должна учитывать резервы, необходимые на покрытие убытков. Специальная рабочая группа провела тщательные актуарные расчеты, подтвердившие, что увеличение тарифов минимум на 20% — это не выдумки страховщиков, а объективная необходимость.

Рынок в любом случае будет вынужден добиваться изменения ценовой ситуации, ведь уже с 5 февраля 2013 года всем страховым компаниям, работающим на рынке автогражданки, при продаже каждого полиса приходится дополнительно формировать 20% резервов. Это связано с введением новых лимитов выплат по жизни и здоровью (за каждый день лечения потерпевший будет получать минимум 1/30 от минимальной заработной платы на дату наступления страхового события, а в случае смерти или инвалидности выплата составит от 13,6 до 40,3 тыс. гривен. — «Эксперт»), которые, в свою очередь, уже в нынешнем году приведут к дополнительным убыткам страховщиков в размере 200–400 млн гривен.

На мой взгляд, временной мерой, которую могут предпринять сами страховщики, может быть увеличение стоимости полисов в рамках существующих корректирующих коэффициентов, что позволит поднять цену на 30–35%. Но те компании, которые решаются на такие шаги, моментально становятся неконкурентоспособными, поэтому повышение тарифов должно быть обязательным и повсеместным.

Разумеется, с ростом цен на автополисы есть риск, что мы вновь переживем всплеск демпинга, но это явление временное и не столь опасное, как рост убытков страховых компаний, на фоне которых отдельные недобросовестные «товарищи» занимаются в буквальном смысле сбором денег и тянут весь рынок на дно.

Насколько мне известно, новый глава комиссии Борис Визиров поддерживает повышение тарифов и осознает своевременность этого решения.

— Еще на заседании 26 февраля наша комиссия единогласно постановила отклонить предложения Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ) о резком увеличении базового страхового платежа и корректирующих коэффициентов по договорам ОСГПО. Принятию постановления предшествовал глубокий анализ предложений, изложенных в письме Моторного бюро, также были учтены выводы рабочей группы под руководством членов Нацкомфинуслуг Андрея Литвина и Валентины Левченко при участии представителей страхового рынка.

МТСБУ предлагало установить базовый страховой платеж в размере 320 гривен, тем самым увеличив его действующий размер на 78%, а также увеличить значение некоторых корректирующих коэффициентов на 14–80%.

Однако подобный рост стоимости страхования может быть вызван лишь существенными изменениями экономической ситуации в стране и/или значительным увеличением убыточности данного вида страхования, когда собранных страховых премий становится недостаточно для осуществления страховых выплат. А согласно данным страховщиков, поступающим в Нацкомфинуслуг, отношение валовых страховых выплат к страховым платежам по договорам автогражданки за 2010 год составило 42,7%, за 2011-й — 39,7%, за три квартала 2012 года — 39,4%. Приведенная статистика говорит о том, что указанный вид страхования в целом не является убыточным, в то время как, например, в Польше аналогичный показатель составляет 60%.

МТСБУ гипотетически предполагает увеличение в будущем объема страховых выплат на 400 млн гривен за ущерб, нанесенный жизни и здоровью потерпевших, что связано со вступившими в силу изменениями в Закон «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств». Однако, согласно статистике МТСБУ за 2011 год и три квартала 2012-го, было осуществлено лишь 11 выплат в связи с постоянной потерей трудоспособности и 76 выплат, связанных со смертью потерпевших лиц. Учитывая, что за этот период было заключено свыше 14,5 млн договоров ОСГПО, количество страховых выплат за ущерб, нанесенный жизни и здоровью, мизерно.

Увеличение базового страхового платежа на 78% приведет к пропорциональному увеличению страховых премий в целом по Украине. В 2011 году объем страховых премий составлял 2,3 млрд гривен. Таким образом, прирост платежей только за счет пересмотра базового тарифа равен 1,8 млрд гривен. А изменение (согласно предложению МТСБУ) базового платежа вместе с корректирующими коэффициентами приведет к увеличению платежей на 40–280%, то есть еще и росту премий на 0,9–6,5 млрд гривен. Очевидно, что ситуация на рынке не требует столь радикального пересмотра тарифов.

Loading...
Погода, Новости, загрузка...

Потребительское


Видео