Гривню спустили в урну
Курсовой скачок, организованный банками на прошлой неделе, стал вторым за эту осень: в последний раз волнения на валютном рынке наблюдались 4 сентября, когда доллар вырос с 8,13–8,14 грн. до 8,18–8,20 грн./$. Правда, тогда толчок курсовому скачку дал Нацбанк, выдавший банкам рекордную порцию рефинансирования, а на прошлой неделе финансистов спровоцировало население. Спрос на наличный доллар тогда вырос в среднем по стране на 15–20%. Сначала физлица покупали небольшие суммы (до $500), но уже к вторнику-среде стали скупать американскую валюту тысячами. В ход пошла «тяжелая артиллерия» — гривневые депозиты. Причем если в сентябре, конвертируя в СКВ гривневые вклады, обыватели размещали средства на валютных счетах (при сокращении гривневого депозитного портфеля 176 банков на 1,4%, валютный вырос на 2,9%), то на прошлой неделе они стали все чаще забирать из банков купленные доллары. «Население сейчас переоформляет на новый срок около 70% вкладов, которые истекают в октябре», — сообщил «ДС» заместитель директора по розничному бизнесу Надра Банка Виталий Бачинский.
Банкиры даже не пытались реагировать на угасание интереса к депозитам и не планируют сколько-нибудь масштабных кампаний в ближайший месяц. «Думаю, мы увидим обратное движение — снижение ставок. Полагаю, в ноябре проценты по долгосрочным гривневым вложениям (12 месяцев и выше) просядут где-то на 1% годовых, по краткосрочным — на 2,5% годовых. Все будет зависеть от изменения экономической ситуации в стране», — сказал «ДС» начальник управления розничных продаж ПАО «Банк «Кредит- Днепр» Евгений Казаков. Но до конца октября финансисты планируют сохранить действующие доходности по вкладам в нацвалюте: средние на уровне 16–18%, максимальные — 25–26% годовых.
Финансисты уверены, что повышение депозитных ставок в этом месяцев не повлияло бы на желание населения вкладывать гривню в банки, поскольку граждане снимали средства со счетов и скупали доллары из-за приближения парламентских выборов. Политики, бизнесмены и финансисты не раз пугали граждан прогнозами по обвалу курса нацвалюты едва ли не сразу после голосования, поэтому население решило перестраховаться. Причем не только по части вложений, но и обязательств.
С начала 2012 г. заемщики-физлица и компании старались максимально расплатиться по валютным кредитам, выплачивая их досрочно: за девять месяцев 2012 г. валютный кредитный портфель нашей банковской системы (юрлиц и населения) сократился на 6%. В октябре же объем выплат с опережением графика вырос еще на 10–15%. «В этом году досрочное погашение валютных займов шло активнее, чем в 2010–2011 годах. Одна часть заемщиков хотела поскорее продать залоговое имущество (для этого нужно погасить банковский кредит), другая же осуществляла выплаты за счет временно свободных средств. Новая тенденция связана с пессимистическими настроениями населения», — сказал «ДС» руководитель департамента развития продуктов розничного бизнеса ПУМБ Максим Мироненко.

Спекулянтов не запугать
Повышенный спрос со стороны населения лишь немного подтолкнул безналичный и наличный курсы гривни, главными же творцами девальвации нацвалюты на прошлой неделе были сами банкиры. Спекулянты начали раскачивать межбанк со вторника, и уже 15 октября чиновникам пришлось вмешиваться в безналичные торги: сначала Ощадбанк продавал доллар по 8,16 грн./$, а к вечеру его подменил Нацбанк, который провел интервенцию по 8,05 грн./$. По такому же курсу НБУ распродавал свои золотовалютные резервы и 18 октября. Как сообщили «ДС» участники межбанка, чаще всего двойные котировки на безналичных торгах выставляли четыре финучреждения: Эрсте Банк, Финбанк, Универсалбанк и Евробанк. Вместо того чтобы свести клиентов (продавцов и покупателей доллара) внутри своих структур, они выходили на межбанк одновременно с продажей и покупкой американской валюты.
Все это происходило на фоне тотальных проверок банков регулятором: центробанк не ограничивался лишь валютными инспекциями, а запустил сразу несколько комплексных инспекций финучреждений из топ-20. И одновременно подводил итоги сентябрьских ревизий, начав один за другим отключать банки от VAL-CLI (валютный клиент) — системы подтверждения валютных сделок на межбанке, администрируемой Нацбанком. Тем самым финучреждения автоматически лишались права покупки СКВ для собственных нужд (в том числе и для подкрепления касс). Все, что они могли, — это покупать инвалюту под контракты клиентов.
Примечательно, что, отключая подопечных от межбанка, чиновники не делали никаких предварительных объявлений. Брокер провинившегося банка лишь опытным путем мог выяснить, что его выставили с торгов. Не обнародовали нацбанковцы количество и список наказанных финучреждений, эта информация черпалась лишь из личного общения финансистов. Например, председатель правления Укрсоцбанка Борис Тимонькин насчитал на прошлой неделе 17 отставленных от валютного рынка банков. Официально признался в отключении от VAL-CLI лишь Райффайзен Банк Аваль, слухи на этот счет ходили о Брокбизнесбанке, Креди Агриколь, VAB Банке, Укргазбанке и банке «Финансовая инициатива». Остальным покаранным финучреждениям удалось сохранить инкогнито.
По официальной версии НБУ, наказали банки не за спекуляции на межбанке, а за нарушения правил формирования обязательных резервов. Чиновники воспользовались летним постановлением №308, вступившим в силу с 23 августа 2012 г., и на месяц ограничили работу нарушителей на валютном рынке из-за огрехов по резервированию. Правда, по слухам, некоторые из них еще на прошлой неделе нашли и обкатали достаточно простой способ обхода валютного табу: нуждаясь в долларе для собственных операций, финансисты просили дружественных клиентов (своих акционеров или их партнеров) подать официальную заявку на приобретение валюты. И, прикрываясь ею, спокойно выходили с покупками СКВ на межбанк.
«До кризиса на такое поведение решились бы немногие. Ведь регулятор видит все эти манипуляции и может отомстить непокорным банкам не только дополнительными проверками, но и жесткостью мер. По многим нарушениям или просчетам, которые выявляются во время инспекций НБУ, предусмотрены разные варианты санкций: от мизерного штрафа до отзыва лицензии. И если лояльные центробанку финучреждения еще могут отделаться штрафами, то нахально нарушающие его правила наверняка лишатся лицензий. Однако, несмотря на это, банки сегодня хватаются за любую возможность заработать, в том числе и спекуляциями. Акционеры поставили условия по прибыльности и начали увольнять тех руководителей банков, кто до нее не дотягивается», — объяснил «ДС» поведение финансистов председатель правления одного из киевских банков.
В Нацбанке постепенно переосмысливают поведение подопечных, и в ближайшие недели будут делать ставку не столько на административные меры, сколько на денежное регулирование. Ожидается, что на этой неделе НБУ начнет активнее продавать доллар на межбанке (возможно, совместно с ). А если это не поможет, то станет активнее связывать гривневую массу, за счет которой спекулируют валютчики: в первую очередь за счет размещения своих депозитных сертификатов, во вторую — ужесточая нормативы резервирования.
Несомненно одно: накануне парламентских выборов курсу гривни рухнуть не дадут. Во-первых, это не укладывается в предвыборные тезисы Партии регионов, команда которой находится у руля центробанка. Во-вторых, обвал курса гривни в разгар политической нестабильности в стране непременно выльется в неконтролируемую панику. «Любая нестабильность может усилить беспокойство граждан относительно устойчивости гривни и привести к еще большему спросу на иностранную валюту», — уверяет экономист инвесткомпании «Тройка Диалог Украина» Ирина Пионтковская.
Разные предположения финансисты сегодня строят на предмет колебаний курса гривня–доллар в ноябре–декабре 2012 г. Большинство опрошенных «ДС» финансистов уверены, что до конца года курс гривни не выйдет за рамки 8,14–8,2 грн./$, и лишь некоторые допускают его скатывание до 8,4–8,5 грн./$. Куда менее радужно выглядят их прогнозы на 2013 г. Очень мало экспертов верят в расчеты Минфина, который месяц назад в проспекте эмиссии еврооблигаций Украины указал, что курс не превысит 8,4 грн./$. Редкие оптимисты рассчитывают на приток в страну заемного доллара. «Правительство еще раз в текущем году может выйти на рынок еврооблигаций и привлечь $1–2 млрд, если появится такая возможность. Кроме того, Кабмин и НБУ активно привлекают кредиты Китая и других стран на реформирование нефтегазового комплекса и работают над привлечением инвестиций в сельское хозяйство. Все это должно позитивно сказаться на платежном балансе в 2013 г.», — заверил «ДС» руководитель аналитического департамента инвестгруппы «АРТ Капитал» Игорь Путилин. Большинство же ожидают в следующем году более пессимистичных цифр — 8,8–10 грн./$.
Loading...