Фискалы присмотрят за своими

4 февраля 2014, 06:19


Иллюстрация к статье «Фискалы присмотрят за своими»

Теперь через министра финансов Украины будет проходить и координироваться также деятельность Госказначейства, Госфинмониторинга, Государственной пробирной службы Украины и Государственной финансовой инспекции.

«Указ о Министерстве финансов является продолжением политики президента относительно оптимизации системы центральных органов исполнительной власти с целью обеспечения проведения единой сбалансированной государственной финансовой политики. Поэтому определены центральные органы исполнительной власти, деятельность которых направляется и координируется Кабинетом министров Украины через соответствующих членов Кабинета министров Украины»,— комментируют в пресс-службе Госказначейства.

По словам же источников в Минфине, в данное время «координация подведомственных структур еще окончательно не определена». А значит говорить о существенных изменениях в деятельности госорганов пока рано.

В целом данная модель построения, по мнению экспертов, является правильной и давно ожидаемой. «Данные госорганы должны подчиняться министру финансов, но иногда они вырывались на свободу и считали себя равными министерствам и такими же независимыми»,— говорит «і» руководитель Центра политико-правовых реформ Игорь Колиушко. Как отмечает эксперт, министерства должны определять и задавать линию развития, стратегии развития, реформы, изменения в законодательство и т. п. Функция налоговой, таможни и других ведомств — выполнять эти административные полномочия, определенные законом.

«Указанные ведомства предоставляют административные услуги, но не являются органами, вырабатывающими политику. Эти полномочия остаются за министерствами,— уверен директор Украинского института публичной политики Виктор Чумак.— Для нормального процесса выработки политики необходимо подчинение всех этих органов Министерству финансов именно в части выработки и координации политики».

Такая модель построения госорганов, по его словам, является нормальным явлением в европейской и мировой экономиках, и единственным уполномоченным органом здесь может выступать лишь Государственная финансовая инспекция Украины. «Госфининспекция должна иметь определенное исключение, ведь ее деятельность заключается в контроле публичных средств, в том числе, расходов Минфина»,— говорит Виктор Чумак. А значит, эта структура в организационно-правовом плане должна иметь если не абсолютную, то хотя бы некоторую самостоятельность.

Впрочем, есть у данной модели построения системы власти и недостатки. «Главы этих центральных органов определяются без участия министров и назначаются по той же процедуре, что и сами министры. Это является большим недостатком реформы»,— подметил Игорь Колиушко. То есть, по его мнению, в данное время президент якобы по своей воле их подчиняет министру, но де-факто главы госорганов будут всегда чувствовать, что они не подчиняются министру. И здесь могут возникать конфликты и уклонение от ответственности.

«На самом деле конфликты внутри государственной команды в любой стране — нонсенс. Потому что есть единая государственная линия, которая должна выдерживаться. И если конфликты такие бывают, то это исключительно вина руководства страны»,— высказывает свою точку зрения старший партнер ЮФ «Ильяшев и Партнеры» Роман Марченко.

Кроме того, как отмечает адвокат, данное сложение органов в единую пирамиду является первым шагом к тому, чтобы максимально упорядочить госсистему. «Речь должна идти не о механическом переподчинении, а о первом шаге к укрупнению, которое приведет к экономии государственного бюджета в части «кормления» чиновников. Например, задачи госфинмониторинга и госфининспекции, наверное, вполне может выполнять один орган. Госказначейство, наверное, может быть стратегическим департаментом Минфина. А налоговая вообще может курироваться Министерством финансов, как это было в начале 90-х»,— резюмирует Роман Марченко.

Loading...
Погода, Новости, загрузка...

Потребительское


Видео