Виплош: странам еврозоны придется объявить дефолт
Нет. Я думаю, что кризис еще не закончился. И я не исключаю, что нас еще ждет острая фаза кризиса. Периферийные страны еврозоны активно преследуют политику жесткой экономики, и из-за этого их экономики не растут, они в рецессии. Их ВВП день за днем продолжает снижаться. А со снижением экономической активности снижается и доход от налогов, состояние дефицита не улучшается, а долги растут. Таким образом, эти страны продолжают испытывать трудности. Это первое. Второе: банковская отрасль страдает во время рецессии. А трудности в банковском секторе могут со временем привести к новому банковскому кризису. У правительства нет денег, чтобы с ним справиться. Ситуация ужасная. И ужасно то, что мы не получаем хороших новостей, нет роста. А оптимизм некоторых экспертов основан на прогнозах по росту, которые мне кажутся бессмысленными. Я пока не вижу такой перспективы, а прогнозы в Европе, как показывает практика, всегда чересчур оптимистичны.
Да, любой долг может привести к замкнутому, бесконечному кругу. Если говорить о государственных долгах, то тут есть несколько моментов: во-первых, небольшой долг правительства существовал и будет существовать всегда, что позволяет не выплачивать его в следующем году или через 2 года — они могут выплатить его через 10 или 12 лет. Поэтому с этой точки зрения замкнутый круг может не вызывать тревогу, но мы знаем по опыту, что когда долг у правительства слишком высокий, экономика не может расти. Таким образом, в долгах таится большая опасность. Например, мы видим это на примере Японии или Италии, где экономика не растет, и это отсутствие роста может быть довольно продолжительным. В конце концов необходимо избавиться от огромных долгов. Я считаю, что нескольким странам в еврозоне придется объявить дефолт по своим долгам.
Абсолютно точно, что это Греция.
Кипр тоже. С Кипром, правда, пока неопределенная ситуация с кредитом от «тройки» кредиторов. Но с этим кредитом долг страны подпрыгнет до 150% ВВП. Италия, которая, как мне кажется, никогда не сможет справиться со своими долгами в связи с политическими трудностями. И, возможно, Испания. И, возможно, затем на очереди будет Франция. Пока есть большие проблемы, которые необходимо решить, чтобы «пойти на поправку».
Я никогда не верил, что еврозона развалится. С самого начала. По одной простой причине: ЕЦБ не выживет, если не будет евро, а работой регулятора является обеспечение жизнеспособности евро. И ЕЦБ может напечатать для этого столько денег, сколько нужно. ЕЦБ около двух лет очень скромно себя вел – до тех пор пока не сменился глава регулятора. После этого он стал смелее в своей политике, в нем появились люди, которые лучше понимают природу кризиса. И как вы знаете, глава ЕЦБ сказал, что регулятор сделает все возможное. И я верю, что ЕЦБ сделает все возможное для сохранения еврозоны.
Но также было сказано о том, что будет создан банковский союз. Об этом было сказано год назад, и до сих пор нет никаких изменений.
Да. Проблема в том, что ЕЦБ сам по себе знает, что делать, и он это делает. Но определенные решения принимает не ЕЦБ, а правительства. Банковский союз является тем, о чем ЕЦБ попросил у правительства. Правительство сказало: «Мы это сделаем», а пока мы видим, что в этом вопросе власти стараются делать мало настолько, насколько это возможно. Таким образом, это нечто вроде скрытого конфликта между ЕЦБ, который делает свою часть работы и просит правительство делать его часть, и политическими властями, которые не выполняют обещания. Правительства не делают того, что должны, а вместо этого продолжают совершать ошибки. Таким образом, вся тяжесть ложится на плечи ЕЦБ. Вы спрашиваете меня: выживет ли еврозона. Я отвечаю: да, потому что ЕЦБ будет делать то, чего не хотят делать политические власти. Но если их прижать к стене, то они это сделают.
Нет, нет. Я думаю, что есть некоторый вопрос по Кипру – останется ли он в еврозоне, но это маленький член еврозоны. В целом я думаю, что ни один важный член еврозоны не выйдет из нее. Я не думаю, что Греция выйдет. Я не думаю, что вообще какая-либо страна выйдет. Кипр – это особый случай. Это очень маленькая страна с огромной банковской системой, которой ужасно управляли в течение долгового времени. Это единственное исключение.
Если бы вы могли принимать решения на европейском государственном уровне, то какие бы меры вы приняли?
Моим первым шагом стала бы организация реструктуризации госдолга. Я бы сократил долги. И вторым моим шагом стало бы строительство настоящего банковского союза. Настоящего, а не того, что обсуждается, и даже не того, что делается. Я думаю, что таким образом мы смогли бы убрать 90% угроз кризиса.
Loading...