Бюджет пустили в расход

15 апреля 2014, 12:30


Иллюстрация к статье «Бюджет пустили в расход»

Председатель Верховной рады Владимир Литвин вчера сообщил, что депутаты внесли в проект бюджета на 2010 год поправки, увеличивающие его расходную часть на 157 млрд грн. Всего парламентарии предложили 878 изменений, но не предусмотрели ни одного реального источника покрытия расходов. Единственное, на чем депутаты планируют сэкономить,– финансирование аппаратов секретариата президента и Кабинета министров.

В распоряжении Ъ оказались поправки народных депутатов и парламентских комитетов к законопроекту #5000 «О госбюджете на 2010 год», подготовленном к рассмотрению в первом чтении. Потребности в их бюджетном финансировании спикер Владимир Литвин оценил в 157 млрд грн. «Нужно наладить совместную работу с Кабмином, чтобы принять выводы и рекомендации бюджетного комитета и направить их в Кабмин, чтобы не было взаимных обвинений»,– сказал он.

Ранее и. о. министра финансов Игорь Уманский заявлял, что депутаты увеличили расходы проекта госбюджета почти на 200 млрд грн. Господин Литвин также добавил, что согласительный совет вчера принял решение рассмотреть проект бюджета в сессионном зале 17 ноября, но в повестке дня, обнародованной на сайте Рады, вопрос об обсуждении бюджета до конца дня так и не появился.

Как следует из доработанного проекта госбюджета-2010, парламентарии подготовили к нему 878 поправок. Депутаты, в частности, попросили Кабмин при подготовке бюджета ко второму чтению пересмотреть макропоказатели с учетом стоимости газа, исключить из закона о бюджете налоговые инициативы, совместно с Нацбанком согласовать прогноз курса гривны к доллару (сейчас – 7,5 грн/$) и определить источники финансирования дефицита госбюджета.

Кроме того, предложено отказаться от сбора в Пенсионный фонд с безналичных обменных операций и от обязательной выплаты дивидендов всеми акционерными обществами в размере 30% прибыли, а также снизить размер прибыли НБУ, перечисляемой в госбюджет, с 10,5 млрд грн до 696 млн грн.

Большинство предложений направлено на увеличение расходов бюджета. Для предприятий топливно-энергетического комплекса, в частности НАК «Нафтогаз Украины» и НАЭК «Энергоатом», депутаты просят увеличить объем госгарантий на 32,7 млрд грн, выделить 500 млн грн на погашение долгов угольной и торфодобывающей промышленностей за электроэнергию и списать долг и пеню перед Пенсионным фондом.

Парламентарии настаивают на социальных выплатах детям войны, индексации стипендий, выплате премий медикам и учителям, финансировании программ в регионах – от строительства дорог, мостов, школ, детских и спортивных площадок до реконструкции памятников.

Например, крайне необходима сумма в 1,4 млн грн на реставрацию памятника Алексею Стаханову в связи с празднованием 75-летия стахановского движения. Для продолжения строительства Куреневско-Красноармейской линии метрополитена в направлении Теремков требуется 860 млн грн, коллектора – 250 млн грн.

При этом ни депутаты, ни даже бюджетный комитет не предусмотрели ни одного нового источника покрытия этих расходов. Единственное, на чем они намерены сэкономить,– финансирование аппаратов секретариата президента и правительства до уровня 2009 года. Для аппарата Рады расходы, наоборот, предложено увеличить на 320,4 млн грн, в частности на ремонт жилого фонда и финансовую поддержку санаторно-курортного комплекса. Многие поправки касались финансирования конкретных территорий – от областей до сел.

Документ с таким количеством изменений депутаты намерены направить в Кабинет министров на доработку, в первую очередь из-за его несоответствия Бюджетному кодексу и реальной макроэкономической ситуации. Член бюджетного комитета Павел Жебривский («Наша Украина–Народная самооборона») не исключает, что решение о направлении законопроекта в Кабмин поддержат Партия регионов, Компартия и часть НУНС.

Среди аргументов – в проекте бюджета необходимо предусмотреть повышенные социальные стандарты – минимальную зарплату и прожиточный минимум, которые действуют в стране с 1 ноября.

Принципиальным, по мнению господина Жебривского, является увеличение финансирования Минобороны и аграрного комплекса – на 19 млрд грн и 3 млрд грн соответственно.

«В предыдущие годы, когда бюджетный комитет нормально работал, мы находили общий язык с депутатами и Кабмином, а сейчас БЮТ в полном составе не приходит на заседания комитета»,– возмущался Павел Жебривский. «Комитет и правительство будут рассматривать все поправки, хотя они и несбалансированны»,– говорит заместитель председателя бюджетного комитета Олег Ляшко (БЮТ).

Он признает, что депутаты должны были подкреплять свои предложения по увеличению расходов соответствующими доходами. Но, по словам секретаря бюджетного комитета Аллы Александровской (КПУ), все предложенные депутатами источники дополнительных средств Кабмин обычно игнорирует.

Ваш отзыв


Видео