На банки наложат руки

10 апреля 2014, 14:05


Иллюстрация к статье «На банки наложат руки»

Чиновники начали готовить почву для национализации украинской банковской системы. По антикризисному законопроекту, утвержденному на прошлой неделе правительством, Нацбанк вместе с Минфином имеют право продать государству либо другому инвестору любой крупный банк при возникновении малейшей угрозы его платежеспособности, нарушении действующего законодательства либо рисковых операциях.

Акционеров возьмут нахрапом

В соответствии с законопроектом № 3309 Минфин с НБУ имеют право вмешаться в работу системного банка (предполагается, что речь идет о финучреждениях из группы крупнейших) при первых признаках финансовых проблем, если они угрожают вкладчикам и кредиторам банка. «Примечательно, что в документе идет речь о вторжении чиновников не по факту нарушения банковского законодательства либо потери платежеспособности, а в случае возникновения первых финансовых угроз.

Это открывает широкие возможности перед правительством и НБУ», — отметил в разговоре с «ДС» первый заместитель председателя правления одного киевского банка. Согласно документу чиновники имеют право инициировать созыв внеочередного собрания акционеров и потребовать увеличения уставного капитала финучреждения.

Нужно внести изменения в закон о Нацбанке: его Совет должен быть ликвидирован. Он просто является структурой, защищающей интересы экспортного капитала, и все больше занимается политикой

Оно может происходить за счет средств как нынешних владельцев банков, так и правительства. Сумма вливаний будет определяться по-разному: Минфин и НБУ могут сформулировать ее самостоятельно либо привлечь независимого эксперта — украинского или западного специалиста, имеющего опыт работы в банковской сфере. Он, по законопроекту, приравнивается к чиновнику и имеет доступ ко всем документам банка, в том числе и тем, что составляют банковскую тайну.

Внеочередное собрание акционеров проводится через два дня после публикации соответствующего объявления в СМИ. Решение по увеличению уставного капитала банка принимается простым большинством голосов: первостепенное право на выкуп акций отводится действующим владельцам, но при этом новая эмиссия достается лицу либо компании, предложившей наибольшую цену. В документе отдельно прописано, что решения по финансовой стабилизации банка, принимаемые внеочередными собраниями акционеров, не могут впоследствии обжаловаться в суде.

По законопроекту Кабмина покупатели новой эмиссии обязаны на протяжении первых суток с момента принятия решения перечислить 20% стоимости акций, а на протяжении последующих восьми дней — оставшуюся сумму. В отдельных случаях, по распоряжению Минфина, может требоваться мгновенное внесение средств в полном объеме. Если акционеры после внесения первого взноса за бумаги затягивают следующий платеж, то их лишают пакета и права на выкуп всей эмиссии и не возвращают стоимость первых 20% акций. Эти средства размещают на годовой депозит в банке под среднюю процентную ставку (по группе крупнейших банков, рассчитываемую НБУ). И возвращают только через 12 месяцев.

Совет НБУ не у дел

Ряд новых требований правительственный законопроект выдвигает и к финансово устойчивым банкам. Главное — им запрещают на протяжении двух лет выплачивать акционерам дивиденды, всю прибыль предписано отправлять в капитал. Одновременно им позволяют пополнять свои капиталы не только в гривне, как требует действующее законодательство, но и в инвалюте. Кроме того, документом пересматривается характеристика существенного участия акционера: если сейчас им считается владелец 10% акций банка, то по законопроекту — 5%.

Тем самым правительство автоматически уменьшает объемы кредитования акционеров: максимальный объем кредитования связанного лица не может превышать 5% капитала банка, стороннего заемщика — 25%. «Активное кредитование связанных с финучреждением лиц — распространенное явление», — констатировал на прошлой неделе председатель НБУ Владимир Стельмах. Не менее важная новация — банкам позволили без решения суда реализовывать залоговое имущество заемщиков, являющееся обеспечением по кредитам (в случае непогашения займов).

Не забыли разработчики документа и о Совете Нацбанка, чьи полномочия предложено сократить до рекомендательных: его лишили права ограничивать в действиях правление НБУ. На первый взгляд, радикальное решение, однако оно кажется вполне безобидным на фоне нынешних настроений в центробанке. «Нужно внести изменения в закон о Нацбанке: его Совет должен быть ликвидирован. Он просто является структурой, защищающей интересы экспортного капитала, и все больше занимается политикой», — заявил на минувшей неделе руководитель группы советников главы НБУ Валерий Литвицкий.

Вспомнили чиновники и о вкладчиках отечественных банков, которым новый документ повышается размер гарантий по депозитам — с нынешних 50 тыс. грн. до 100 тыс. грн. Для этого Кабмину законопроектом позволяется делать взносы гособлигациями в Фонд гарантирования вкладов физлиц, в 2008 г. этот взнос составит 1 млрд грн. Напомним, что, кроме № 3309, в Верховной Раде находится на рассмотрении законопроект, подразумевающий еще один источник наполнения Фонда — прибыль Нацбанка. В соответствии с последним в организацию, защищающую интересы вкладчиков, должно перечисляться 20% превышения доходов над расходами центробанка.

Банкиры опасаются злоупотреблений

В целом финансисты положительно оценили документ НБУ. «Он является жизненно необходимым на данный момент. В Украине возможно ухудшение макроэкономической ситуации: возросло девальвационное давление на гривню, снижены рейтинги страны и сократились темпы производства в металлургической отрасли. Поэтому эти меры помогут в какой-то мере смягчить удар», — сказал «ДС» начальник отдела анализа и исследований Райффайзен Банка Аваль Дмитрий Сологуб.

С одной стороны, государственное управление банками позволит снизить вероятность их дефолта и понизит корпоративные риски. Также это может обеспечить их дополнительной клиентской базой, доступом к ресурсам и пр. С другой стороны, участие государства в управлении зачастую приводит к достижению им совершенно иных целей, помимо максимизации прибыли

Активнее всего финансисты приветствовали двукратное повышение гарантированной суммы для отечественных вкладчиков, которое, по мнению экспертов, способно несколько успокоить граждан. «Значительная часть состоятельных украинцев разбивает свои сбережения на множество вкладов по 50 тыс., чтобы безопасность этих средств была гарантирована. Теперь такие вкладчики могут спокойно укрупнить суммы на депозитных счетах, вдвое сократив в дальнейшем число походов в банковские офисы», — объяснил «ДС» начальник отдела PR и рекламы ОАО ТФБ «Контракт» Илья Афанасьев.

На второе место по важности сегодня ставят изменение процедуры продажи банковских залогов. «Внесудебная реализация залогового имущества — прогрессивная норма. Ее введение позволит оптимизировать реализацию обеспечений: сейчас реализация залогового имущества на основании решения суда и через государственную исполнительную службу является долгим и довольно дорогим процессом. Затраты на принудительную реализацию сейчас доходят до 30% стоимости залога», — отметил в разговоре с «ДС» директор департамента безопасности и правовой защиты ОАО «Эрсте Банк» Александр Ярецкий.

По-настоящему насторожила финансистов лишь глава, посвященная невиданным полномочиям НБУ и Минфина по вмешательству в хозяйственную деятельность системных банков. «С одной стороны, государственное управление банками позволит снизить вероятность их дефолта и понизит корпоративные риски. Также это может обеспечить их дополнительной клиентской базой, доступом к ресурсам и пр. С другой стороны, участие государства в управлении зачастую приводит к достижению им совершенно иных целей, помимо максимизации прибыли, то есть экономическая эффективность работы таких финучреждений может снизиться», — рассказал «ДС» начальник отдела анализа финансовых рынков ИНГ Банка Украина Александр Печерицын.

В участии правительства и НБУ в экстренной капитализации банков сегодня видят два риска: первый — возможность национализации финучреждений либо злоупотреблений при продаже новым инвесторам; второй — давление на них со стороны чиновников и навязывание им невыгодных кредитных проектов. Наиболее существенным сегодня является вопрос определений: специалистов смущает, что в отечественном законодательстве нет понятия «системный банк», правда, они допускают, что чиновники смогут обойти этот нюанс.

«Не исключено, что уже во время чтений в парламенте слово „системный“ заменят на „крупнейший“. А какие банки относятся у нас к группе крупнейших, ежегодно определяется постановлением НБУ. В текущем году это финучреждения, чьи активы составляют не менее 10 млрд грн. (таких сейчас 17)», — пояснил «ДС» начальник казначейства одного из киевских банков. Финансисты высоко оценивают шансы принятия кабминовского законопроекта или по крайней мере так называемых банковских статей (если документ будет голосоваться постатейно).

Loading...
Погода, Новости, загрузка...

Потребительское


Видео