О перспективах экономики

18 марта 2014, 06:40


Иллюстрация к статье «О перспективах экономики»

«k:» ПРОДОЛЖАЮТ цикл интервью с представителями отечественного бизнеса, финансистами, производственниками, в которых те делятся своими взглядами на экономическое положение страны и прогнозами на кризисный 2013 год. О рисках, которым подвергается отечественная экономика, и возможных путях выхода из кризиса рассказала руководитель инвестиционного бизнеса УкрСиббанка BNP Paribas Group Оксана Шведа.

Мы ожидаем, что украинская экономика вырастет в следующем году на 2,5%. Рост промпроизводства может возобновиться до 2% после его падения в 2012-м (по итогам десяти месяцев 2012 года — минус 4,2%). При пессимистическом развитии событий ВВП и промпроизводство в Украине в 2013 году будут близки к нулю.

Среди основных факторов, с которыми украинским властям придется бороться, растущий дефицит текущего счета, уже достигший критической отметки 8% от ВВП, и сокращение доходов бюджета. Как правило, доходы гос­казны с запозданием реагируют на восстановление экономического роста, поэтому данная проблема останется актуальной. Определенный риск также связан с необходимостью погашения рекордного объема долга, номинированного в иностранной валюте, — около $9 млрд., или 5% от ВВП. Эти макроэкономические проблемы, в свою очередь, будут иметь ряд побочных эффектов, таких как усиление девальвационных ожиданий, что выливается в повышенный спрос на валюту, высокие процентные ставки и сложности с использованием фискальных стимулов.

Украинские власти продемонстрировали невероятную изобретательность в борьбе с макроэкономическими вызовами. Например, Минфин провел ряд успешных размещений на общую сумму $3,8 млрд., что казалось очень маловероятным еще в начале года. Более того, если при первом размещении в июле купонная ставка составила 9,25%, то в ноябре десятилетние облигации уже были размещены под 7,8% годовых. Также властям удалось удержать от коллапса гривню, профинансировать значительно увеличившиеся соцрасходы, несмотря на падение доходов госказны. Все платежи по внешним обязательствам страны были осуществлены вовремя и в полном объеме. Тем не менее серьезные реформы проведены не были.

На наш взгляд, сбрасывать политический фактор со счетов все еще нельзя. Ведь в начале 2015 года Украине предстоят президентские выборы. Политики постараются максимально использовать 2013–2014 годы для увеличения своего влияния, а потому не будут заинтересованы в принятии серьезных непопулярных решений. Одновременно у Украины не будет иного выхода, кроме как пытаться добиться помощи от МВФ. Альтернатив фонду фактически нет. Такое дешевое финансирование в таком значительном объеме получить неоткуда. И в этом контексте властям не удастся избежать повышения тарифов на газ. Скорее всего, подорожание состоится в конце отопительного сезона и будет сопровождаться целевыми субсидиями. Но следует сказать, что возобновление сотрудничества с МВФ не решит всех проблем. Предоставление фондом кредита stand-by поможет Украине лишь рефинансировать старые долги перед кредитором. В то же время задачи по коррекции ситуаций с текущим счетом и бюджетным дефицитом потребуют дополнительных мер.

В этом году возникли сложности с налоговыми поступлениями. По данным Госказначейства, по итогам десяти месяцев 2012 года собрано всего около 73% от годового плана. В 2013 году украинские власти тоже будут ограничены в применении фискальных стимулов. Поэтому основная ответственность за обеспечение внутренних факторов экономического роста ляжет на плечи НБУ. Регулятору необходимо будет обеспечить доступность банковского кредитования. Для этого нужно либо предоставить банкам необходимые ресурсы в гривне, либо создать условия, при которых банки могли бы привлекать недорогие депозиты от населения. Кроме того, стоило бы уделить внимание развитию рынка капиталов в Украине. Например, подумать над созданием списка облигаций, которые должны безусловно приниматься в обеспечение при выдаче рефинансирования, и внести в этот список облигации предприятий. Такая практика, в частности, работает в России с ломбардным списком корпоративных облигаций.

Не думаю, что в условиях низкого глобального спроса девальвация сможет быстро решить проблемы дефицита текущего счета Украины. Во-первых, даже если украинский экспорт станет более конкурентоспособным по цене, не факт, что удастся заметно увеличить объемы продаж. Во-вторых, Украина имеет значительную долю критического импорта (энергоносители, комплектующие и оборудование для отраслей машиностроения, сельского хозяйства и т.д.), сократить которую будет сложно. В таком случае чистый эффект от девальвации не очевиден. Также значительная девальвация удорожит обслуживание долга, номинированного в валюте, и расширит дефицит «Нафтогаза». В бюджете на следующий год прогнозный курс, по которому Украина будет рассчитываться по долларовым долгам, составляет 8,5 грн./$. Поэтому, хоть наши аналитики и считают, что гривня в данный момент переоценена на 15%, ее ослабление до этого уровня может иметь больше негативных последствий. Полагаю, что в данный момент наиболее вероятный сценарий — лишь постепенный переход к более свободному курсообразованию.

Loading...
Погода, Новости, загрузка...

Потребительское


Видео