Справки прокормят чиновников

23 марта 2014, 10:12


Иллюстрация к статье «Справки прокормят чиновников»

С НОВОГО года взаимоотношения между чиновниками и гражданами будут регулироваться еще одним законом — «Об административных услугах» (документ уже принят в первом чтении на прошедшей сессионной неделе).

По мнению главы государства, ставшего инициатором этой законодательной инициативы, отсутствие законодательно закрепленного понятия «административная услуга», а также четких предписаний госслужащим о правилах ее предоставления, неоправданно коммерциализировали эту сферу, что стало благодатной почвой для коррупции. Появление же упомянутого закона упростит ныне столь обременительное получение разнообразных справок и документов, а главное — позволит гражданам разобраться, за что и сколько платить за этот чиновничий труд.

В действительности же документ закрепит нынешнее положение вещей: искусственно расплодив тысячи разнообразных документов, государство сделало из их выдачи неплохой бизнес для отдельных государственных структур и гарантировало стабильные неофициальные заработки армии чиновников. В целом различные министерства и ведомства получили от правительства право предоставлять более 600 видов платных услуг. По некоторым официальным данным, при центральных органах исполнительной власти до недавнего времени функционировало 11,175 тыс. предприятий, предоставляющих платные услуги.

Точных данных об объеме этого рынка нет, но, к примеру, в 2009 году премьер Николай Азаров оперировал цифрой в 10 миллиардов гривен ежегодно. Как считают эксперты, еще около трети этой суммы оседает непосредственно в карманах чиновников, помогающих заявителям получить нужную справку быстрее.

Инициированный Президентом закон при желании даст возможность многократно увеличить «бумажные» заработки казны и отдельных ведомств, а с ними и неучтенные доходы чиновников. Ведь согласно данному в законопроекте определению, административной услугой будет считаться любая деятельность чиновников, которая дает возможность обратившимся к ним гражданам и предприятиям подтвердить их статус (сейчас соответствующая деятельность считается обязанностью органов власти). Иными словами, в теории чиновники смогут получать двойную плату за свою работу — в качестве зарплаты и в виде оплаты за конкретно предоставленную заявителям услугу.

Ведомственные заработки регулирует правительство, утверждая специальные перечни платных услуг для каждого органа исполнительной власти. Но многие из них и сейчас не оставили чиновников обделенными. Наиболее показателен в этом плане перечень платных услуг, которые могут предоставляться подразделениями МВД. В него, несмотря на существующие запреты, попали услуги хозяйственного характера (к примеру, ламинирование и копирование документов, предоставление полиграфических и компьютерных услуг, а также консультационной помощи, которой никто не видел, но за которую все исправно платят).

К тому же заявителей обязали платить за услуги, которые не запрашиваются ими самими, а инициируются административным органом. И, наконец, чтобы увеличить заработки ведомства, правительство раздробило отдельные услуги на множество мелких. Скажем, для получения разрешения на право управления транспортным средством правительственный перечень разрешает взимать плату собственно за оформление указанного документа, за сдачу экзамена по вождению и знанию ПДД, а также отдельно — за подготовку и заполнение документов, за «проведение регистрационно-экзаменационных операций». Как используются получаемые доходы — отдельный вопрос.

По данным Счетной палаты, госпредприятия, относящиеся к сфере управления МВД, в прошлом году систематически перечисляли получаемые от предоставления платных услуг средства территориальным подразделениям министерства в качестве благотворительной помощи. Причем львиная доля этих денег шла на создание комфортных условий для руководства: приобретение автомобилей, техники, ремонта офисных помещений и проведение разнообразных «корпоративных» мероприятий.

Правда, законопроект запрещает административным органам предоставлять сопутствующие услуги. Однако такой запрет — всего лишь формальность, поскольку за них это смогут делать бюджетные организации, которым законодательно будут делегированы полномочия по предоставлению административных услуг. Хотя каждый, кому хоть раз приходилось обращаться к чиновникам за справкой или документом, знает, что сопутствующие услуги — не более чем банальная выкачка денег.

Более того, законопроект открывает дополнительные возможности для появления новых структур, способных зарабатывать на необходимости граждан получить нужную бумагу. Во-первых, документ дает право административным органам привлекать для исполнения отдельных работ (например, проведение проверок на соответствие, разнообразных экспертиз и пр.) коммерческие структуры, которые будут отбираться для этих целей на госзакупочных тендерах. Однако, как проводятся такие конкурсы и какие фирмы оказываются победителями, хорошо известно.

«Законопроект ограничивает рентабельность работ, проводимых субъектами хозяйствования, десятью процентами к себестоимости. Но методика расчета себестоимости работ устанавливается правительством, что не исключает возможности неоправданного завышения цены за подобные услуги. Кроме того, четко не указано, входит ли оплата таких работ в структуру цены административной услуги или подлежит оплате отдельно непосредственно субъекту, выполняющему такие работы. На практике это может привести к дублированию затрат», — считает Владимир Терещенко, управляющий партнер ЮФ «Вернер и партнеры».

Во-вторых, среди субъектов, которых закон уполномочит предоставлять административные услуги, появляются «комиссии или палаты». Что это будут за структуры, какие услуги смогут оказывать, документ умалчивает. И, наконец, после того как плод законодательного творчества главы государства вступит в силу, в стране появятся посредники между чиновниками и гражданами — так называемые центры предоставления административных услуг, которые будут работать по типу единых окон для получения разрешительных документов представителями бизнеса.

За несколько лет работы разрешительные центры уже доказали свою «эффективность». По данным Исследования эффективности деятельности разрешительных центров Крыма, проведенного в рамках одного из проектов USAID в 2009–2010 году, лишь 10% опрошенных предпринимателей общались с властью через администраторов разрешительных центров. Остальные, по понятным причинам, предпочитали решать вопросы через ответственного чиновника. Каждому восьмому из обратившихся к услугам единого окна в конечном итоге все равно приходилось стимулировать клерков.

Несмотря на рекламируемую властью работу по дерегуляции, количество разнообразных справок и документов, жизненно необходимых гражданам, не уменьшается. Более того, постоянно меняющиеся правила их оформления и выдачи лишь расширяют возможности госслужащих заработать на проблеме заявителей. Изменить ситуацию не способен никакой закон, пока «бумажный» бизнес будет позволять чиновникам неплохо кормиться, в том числе и чиновникам самых высоких рангов.

Loading...
Погода, Новости, загрузка...

Потребительское


Видео