Кредитный патруль

21 января 2014, 03:35


Иллюстрация к статье «Кредитный патруль»

Госавтоинспекцию обязали разыскивать для банков заложенные по просроченным кредитам автомобили. Об этом говорится в официальном сообщении Кабинета Министров, который на прошлой неделе внес изменения в порядок временного задержания и хранения транспортных средств.

По словам министра юстиции Александра Лавриновича, постановление правительства принято во исполнение ст. 40 закона «Об исполнительном производстве». Согласно нему, Государственная исполнительная служба начнет вносить данные о разыскиваемых банками машинах в единую базу данных ГАИ «Угон».

Так что если финансисты захотят при помощи милиции найти авто по просроченному кредиту, им достаточно будет подать иск о взыскании залога по проблемному займу и ходатайство по аресту авто, и получить соответствующее постановление суда. После этого госисполнитель сам свяжется с ГАИ, и милиция будет разыскивать кредитную машину так же, как и автомобили, находящиеся в угоне (разыскивать и ставить на штафплощадки)

Милиционеры могли разыскивать и арестовывать кредитные автомобили и до постановления Кабмина, однако не обязаны были это делать, согласно действующей нормативной базе. И поэтому, по словам финансистов, крайне редко помогали им ловить за руку скрывающихся должников. «Мы неоднократно предлагали департаменту ГАИ МВД внести в единую базу данных «Угон» данных об автомобилях, разыскиваемых исполнительной службой. Но нам отвечали, что такие машины в эту базу не заносятся, а информация о них просто доводится до сведения работников автоинспекции. Оставалось лишь догадываться, как именно ее получали рядовые сотрудники ГАИ. Однако в практике нашего банка были, когда должник полдня сидел в своем автомобиле, блокированный банком и госисполнителем, а три милицейских экипажа, по очередности вызванные по «02», отказывались арестовывать машину, и вообще вмешиваться в происходящее», — рассказал «ДС» директор департамента правового обеспечения АО «Эрсте Банк» Александр Ярецкий. 

Если верить банкирам, то до сих пор заемщиков, находящихся в бегах вместе с кредитными авто, чаще всего разыскивали две службы — Государственная исполнительная (действующая во исполнение судебного решения) и служба безопасности, то есть работники самого финучреждения. «Например, наш банк за прошлый год разыскал около полутора десятков машин, и практически все либо своими усилиями, либо при помощи госиполнителей и арбитражных управляющих», — сообщил «ДС» директор департамента по работе с проблемными активами физических лиц VAB Банка Дмитрий Жаданов.

К слову, украинские водители достаточно часто пускаются в бега после того, как понимают, что больше не в состоянии гасить автокредит. И  разыскать удается совсем немногих. «В среднем банкам удается разыскать только 70% залоговых автомобилей, собственники которых перестали обслуживать займы», — сказал «ДС» начальник управления по работе с проблемной задолженностью «Банка Национальный кредит» Андрей Вдовиченко. «Из 200 автомобилей, находившихся в розыске нашего банка в 2011 г., нам удалось найти и изъять у заемщиков 66», — дополнил его Александр Ярецкий. 

После того как вместе с исполнителями и банкирам кредитные машины начнут разыскивать работники ГАИ, по самым скромным прогнозам, результативность поисков вырастет на 20-25%. Правда, даже после этого финансисты не перестанут перестраховываться и при оформлении новых автокредитов оформлять не только стандартный залог — машину, но и дополнительное обеспечение — финансовое поручительство третьих лиц.

«Это неплохая подстраховка для банка. Ведь поручители впоследствии могут куда быстрее, чем банк, найти заемщика и доходчивее объяснить ему, что ему нужно гасить просроченный кредит либо передавать финучреждению залог», — отметил Дмитрий Жаданов. Еще чаще финансисты собираются проверять состояние самих залогов: если в 2010-2011 гг. водителю достаточно было лишь раз в год демонстрировать банку свою машину, то в 2012 г. придется делать по два-три раза в год.

«Четкие сроки осмотров вносятся в договор залога, а также штрафные санкции за его невыполнение», — объяснила «ДС» руководитель управления недвижимости и оценки Пиреус Банка в Украине Юлия Вижевская. Некоторые банки планируют идти еще дальше: страховать заложенные по кредитам автомобили от угона самими заемщиками (чтобы в случае исчезновения клиентов погасить ущерб за счет страховой компании). Правда, их пока единицы.

Loading...
Погода, Новости, загрузка...

Потребительское


Видео