IFC: Сейчас в Украине чиновник контролирует бизнес

13 января 2014, 19:00


Иллюстрация к статье «IFC: Сейчас в Украине чиновник контролирует бизнес»

В интервью корреспонденту глава регионального представительства Международной финансовой корпорации (International Finance Corporation, IFC) в Украине и Беларуси Руфат Алимарданов  рассказал о трудностях ведения бизнеса в Украине.

 — В целом 2012 год можно охарактеризовать как год неопределенности. Пока не сформирован какой- то конкретный тренд. Существует ряд ключевых событий, на которые нацелено внимание инвесторов и которые будут определяющими. Это, например, способность Греции рассчитаться по долгам. Если говорить о нашем регионе, то и Россию, и Украину в этом году ждут выборы.

Украина может увеличить агропроизводство, но для этого необходимы инвестиции и новые технологии 

— Украине предстоит еще найти свое место в глобальном распределении труда. Совершенно очевидно, что в стране огромный потенциал для развития агросектора. Уже сегодня страна является ведущим экспортером некоторых культур. По оценкам экспертов, Украина может значительно увеличить производство зерновых, фруктов, овощей, но для этого необходимы инвестиции, новые знания, технологии.

Мы уже инвестировали практически $500 млн. в различные проекты в агросекторе, внедряем пять консультативных проектов.

Кроме того, в Украине давние традиции в отрасли производства металлов. Но металлургическая отрасль, безусловно, нуждается в модернизации, внедрении новых технологий.

— Для нас новый 2012 финансовый год начался еще 1 июля 2011 года. В 2011 финансовом году (с 1 июля 2010 по 30 июня 2011) мы инвестировали $262 млн. Приоритетными для нас являются финансовый сектор, агробизнес и инвестиции в энергоэффективные проекты.

Хотел бы выделить несколько проектов. Например, наше партнерство с компанией Байер и банком Райфайзен Банк Аваль позволило нам вывести на украинский финансовый рынок новый финансовый продукт — частичную кредитную гарантию. Гарантия была структурирована на портфель общим объемом $140 млн., часть IFC составила $70 млн. 

Еще один интересный проект — с компанией «De Novo». Объем нашей инвестиции составил $3,5 млн., но это наш первый проект в IT-секторе Украины. Кроме того, инвестиции были направлены на создание самого «зеленого» датацентра в стране.

Уже в текущем году мы закрыли несколько интересных проектов. Например, IFC совместно с ЕБРР предоставили финансирование и организовали синдицированный кредит для компании Галнафтогаз. Мы сотрудничаем с Галнафтогазом с 2003 года, это наша третья инвестиция. За это время компания смогла увеличить количество рабочих мест на 2500.

Мы также профинансировали наш первый проект в портовом секторе Украины — предоставили кредит в размере $32 млн. немецкой компании ГПК Украина для строительства нового терминала в Одесском порту.

— Для того чтобы ответить на вопрос, как стать нашим клиентом, наверное, проще привести список наших клиентов — это такие компании как Мироновский хлебопродукт, Агрохолдинг Мрия,  Мегабанк, ОТП Банк, и. т.д. Как правило, это растущие  компании, с четкой бизнес-стратегией и прозрачной структурой собственности, предоставляющие финансовую отчетность по международным стандартам или готовые их внедрять.

Проект в реальном секторе может получить от IFC финансирование от $7-10 млн. 

— Размер проекта зависит от сектора экономики. Если мы говорим о проекте в реальном секторе, то, как правило, уровень финансирования начинается с $7-10 млн.

— У нас нет единой стандартной процедуры. Инициатором сотрудничества может быть IFC, а могут быть и сами компании. Если компания нам интересна, то мы совместно разрабатываем финансовую структуру проекта на долгосрочную перспективу.

Еще в Украине IFC достаточно активно работает по программе торгового финансирования, которая помогает небольшим компаниям выйти на новые рынки сбыта за рубежом. По этой программе с IFC сотрудничают четыре украинских банка.

— По результатам рейтинга Doing Business 2012 в Украине было зафиксировано четыре позитивные реформы. Это реформы в области имплементации контрактов, работы судебной системы, уплаты налогов, а также в области банкротства и начала бизнеса.

В конце 2011 наша команда, которая занимается вопросами инвестиционного климата и технической регуляции, представила отчет «Бизнес-среда в Украине. Какой ее видит бизнес». Предыдущее исследование мы делали в 2008 году, и поэтому могли посмотреть на ситуацию в динамике.

Низкий уровень имплементации подрывает даже положительные законодательные изменения в стране 

К сожалению, низкий уровень имплементации принятого законодательства подрывает даже те положительные законодательные изменения, которые были приняты с целью, например, упростить разрешительную систему для бизнеса или сблизить законодательные нормы в области стандартизации и пищевой безопасности с европейскими практиками.

Украинские компании потратили более 7,2 млрд.грн. на проверки, инспекции и получение разрешений 

По результатам исследования в 2010 году украинские компании потратили более 7,2 млрд.грн. на проверки, инспекции и получение разрешительных документов. В условиях, когда возможности для привлечения инвестиций ограничены, эти средства могли бы быть направлены на модернизацию экономики, внедрение инноваций и создание новых рабочих мест.

Сейчас в Украине чиновник контролирует бизнес, а должен создавать ему условия для работы 

Сейчас в Украине чиновник контролирует бизнес, причем зачастую неэффективно, а должен создавать ему условия для работы, отслеживая лишь то, чтобы компании не нанесли вред окружающей среде и потребителю.

— Украина — энергозависимая страна, обладающая одной из наименее энергоэффективных экономик в мире, и мы заинтересованы в улучшении ситуации. Мы стараемся, чтобы элемент энергоэффективности был в каждом нашем проекте. Мы также внедряем несколько консультативных проектов — энергоэффективность в промышленном секторе, жилищном секторе, повышение ресурсоэффективности в сельском хозяйстве. Мы помогаем правительству работать над законодательством, оказываем техническое консультирование компаниям.

— Трудно говорить в общем — необходимо как-то более конкретно посмотреть на проект. Но в целом нам интересно финансирование таких проектов. Например, у меня в России был очень интересный проект финансирования программы развития завода «Монокристалл», который производит синтетические сапфиры, используемые в солнечной энергетике, а также другие высокотехнологичные материалы.

— Действительно, на рынке ощущается неудовлетворенный спрос на гривневое финансирование, особенно если мы говорим о долгосрочной гривне. Мы стараемся способствовать решению этой проблемы и ведем переговоры с НБУ о том, чтобы иметь возможность предоставлять финансирование в национальной валюте. На сегодня из-за законодательных ограничений мы пока не можем этого делать.

Главное, чтобы объекты, которые были построены к Евро, были окупаемы в долгосрочной перспективе 

— У нас нет проектов, которые были бы напрямую связаны с подготовкой к чемпионату. В целом, те инфраструктные проекты, которые сейчас реализуются, подстегивают внутренний спрос, способствуют созданию новых рабочих мест, вносят свой вклад в поддержку экономического роста. Главное, чтобы объекты, которые были построены к чемпионату, например, аэропорты, гостиницы, были окупаемы в более долгосрочной перспективе.

— 2012 год вряд ли будет простым для украинской экономики. Тут можно говорить как о внешних, так и о внутренних факторах.  Украинская экономика зависима от экспорта, ЕС — один из главных торговых партнеров и ситуация на глобальных рынках будет определяющей для поддержки внешнего спроса. Кроме того, Украина была одной из самых пострадавших стран в регионе в результате кризиса 2008-2009 года, и многие проблемы остаются нерешенными. 

Перед правительством стоит сложная задача обуздания инфляции, фискального дефицита. Но пока отсутствует соглашение по газу с Россией. И непонятно, как будет развиваться сотрудничество с МВФ.

Loading...
Погода, Новости, загрузка...

Потребительское


Видео