Валерий Геец: «Неизменность цены на газ усилит дефицит платежного баланса»

19 марта 2014, 02:20


Иллюстрация к статье «Валерий Геец: «Неизменность цены на газ усилит дефицит платежного баланса»»

Ответ: Бюджет 2012 г., как и все бюджеты предыдущих лет, а также бюджеты практически всех стран мира есть всегда бюджетами компромиссов, нерешенных проблем, неудовлетворяющих, прежде всего, оппозицию и всех тех, кто не получил в расходной части из бюджета достаточное количество финансовых ресурсов или льгот для обеспечения деятельности на будущий год. Это во-первых.

Во-вторых. Какой бы ни был бюджет, хорошо уже то, что он есть,— в нашей практике бывали и такие года, когда страна в Новый год входила без бюджета.

В-третьих — о проблемах и логике бюджета 2012 г.

Логика бюджета-2012, с моей точки зрения, состоит в том, что в условиях неблагоприятной экономической ситуации в мире (проблема номер один для всех, в том числе и для нашей страны) есть стремление увеличить его доходную и, соответственно, ограничить расходную часть, в связи с ожидаемым торможением экономического роста и в мире, и в Украине. Дискуссионным есть и останется на 2012 год вопрос: достаточно ли обоснован макроэкономический прогноз, а с ним — насколько реалистична оценка доходов? Если исходить из прогноза макропоказателей на 2012 г. в Украине, то, наверное, надо бы было отталкиваться от прогноза роста ВВП на уровне не более 2,5%.

Скорее всего, так и будет. Но не это главное. Главное то, какой в условиях 2012 г. окажется инфляция? Что будет со стабильностью гривни? Как будут собраны налоги и как поступят платежи в бюджет от условно постоянных составляющих его доходов? Кроме того, какой будет эффект от тех мероприятий, которые задекларированы и будут или должны увеличить доходы бюджета? Нововведений в этой части немало:

— улучшение администрирования НДС путем усовершенствования механизма контроля над движением и регистрацией накладных через Единый реестр налоговых накладных;

— отмена освобождения от налогообложения НДС операций по импорту зерновых и технических культур;

— уменьшение декларирования возмещения НДС относительно операций по поставкам зерна посредством продления действия нормы освобождения этих операций от налогообложения НДС;

— увеличение акцизного налога на коньяк на 35%;

— увеличение поступлений с налога на доходы физических лиц (14,9%) за счет роста издержек на оплату труда (рост суммы налога до 2011 г. предусматривал 15,2%);

— легализация заработной платы;

— повышение уровня минимальной заработной платы до прожиточного минимума.

Увеличение налога на доходы физических лиц учитывает ослабление налоговой нагрузки за счет увеличения налогового снижения (возврат плательщику налога части суммы процентов по ипотечным жилищным кредитам и оплаты за обучение в высших и средних учебных заведениях) и использование налоговой социальной льготы для низкооплачиваемых слоев населения.

Ослабление курса гривни приведет к еще большему ухудшению качества кредитных портфелей банковских учреждений, которые снова будут поставлены перед необходимостью формировать резервы и увеличивать капитал. Что может стать очередным толчком к выходу иностранных банков с украинского рынка со всеми вытекающими последствиями. Нельзя ведь исключать сценарий того, что в случае дальнейшего ухудшения экономической ситуации, в мире и ЕС в частности, зарубежные группы спишут привлеченные на украинском рынке финансовые ресурсы — то есть депозиты — на убытки

Одновременно учтено снижение налоговой нагрузки и создание условий для повышения уровня капитализации предприятий через снижение ставки налога на прибыль с 23% до 21%; продление действия налоговых каникул для новых созданных предприятий и действия отраслевых льгот для предприятий легкой, судостроительной и самолетостроительной промышленности, отелей, предприятий машиностроения для АПК, а также продление действия норм освобождения предприятий отдельных отраслей от налога на землю. Введение в действие с 1 июля 2012 г. налога на недвижимость, отличную от земельного участка (без оценки суммы поступлений).

Для бюджета 2012 г. важно и то, какие будут договоренности по газу с Россией. Ведь неслучайно рассмотрение бюджета откладывалось до последнего момента, и принимать его пришлось в условиях значительной неопределенности.

Среди других внешних факторов, влияющих на бюджет 2012 г.,— проблема внешних финансовых рынков, на которых Украине предстоит занимать ресурсы для финансирования дефицита бюджета, а также проблема сотрудничества с МВФ.

В связи с вышесказанным, в части осуществления займов для финансирования дефицита государственного бюджета сомнительным выглядит получение 28,4 млрд. грн. от размещения еврооблигаций. Министерству финансов, несмотря на активные мероприятия по подготовке очередного выпуска облигаций и острый дефицит средств в бюджете, так и не удалось осуществить плановый выпуск еврооблигаций 2011 г. На международных рынках облигационные займы — наименее надежный источник заимствований, которые наиболее чутко реагируют на смену настроений международных инвесторов.

Проблемным аспектом бюджета 2012 г. есть также планы по привлечению 9,2 млрд. грн. займов международных финансовых организаций (МФО). Ведь программы сотрудничества с данными организациями предусматривают, что Украина будет придерживаться условий программы stand by с МВФ. Нарушение условий соглашения с МВФ и неполучение его траншей автоматически отсекает Украину от ресурсов других МФО.

Таким образом, с большой вероятностью, Украине будет тяжело привлечь 37,6 млрд. грн. внешних займов. С учетом проблем на стороне доходной части бюджета, величина финансового разрыва для бюджета 2012 г. может составлять до 40 млрд. грн., а то и более. Сужение источников финансирования дефицита бюджета и возможное сокращение его доходов потребуют снижения расходов государственного бюджета, а также наращивания заимствований на внутреннем рынке.

В этой части для разрешения возможных проблем можно и целесообразно рекомендовать правительству и Национальному банку воспользоваться опытом европейцев. В частности, Европейский центральный банк увеличил денежное предложение в конце 2011 г. на сумму, близкую к EUR500 млрд. Эти деньги будут размещены в банках, в том числе и тех, которые будут покупать ценные бумаги правительств, помогая тем самым разрешать финансовые проблемы европейских стран. Это — с одной стороны. А с другой — часть денег пойдет на поддержание кредитования бизнеса и тем самым — для увеличения спроса, а значит, для обеспечения экономического роста.

Для наших условий в части использования этого опыта последуют возражения, согласно которым будет высказано, что такой путь приведет к росту инфляции, прежде всего, а также возможности угрозы девальвации гривни.

Действительно, это может иметь место, если кредитовать не реальный сектор, увеличивая инвестиционный спрос, а увеличивать потребительское кредитование, или же вообще позволить деньгам уйти на валютный рынок, как это было в прежние времена. Кроме того, надо иметь в виду, что инфляция 2011 г. была достаточно низкой и, может, даже не свойственной состоянию экономики в целом. Поэтому увеличение инфляции до 8-10% в 2012 г. и незначительная, на уровне 10%, девальвация гривни существенных потерь не принесут. В противном случае ситуация может быть значительно хуже, как мне представляется.

В бюджете 2012 г. и вокруг него остается немало проблем в части льгот и социальных расходов. Здесь важно понимать, что в год выборов всегда есть желание повысить социальные расходы, тем или другим путем. Вот этого как раз и надо избежать. По двум причинам.

Первая: необоснованное прежде повышение социальных обязательств государства уже и так загнало нас в тупик. Это общеизвестно. Вторая: нельзя сокращать расходы на экономику. Она и так работает на изношенном производственном оборудовании при явной недостаточной развитости инфраструктуры. В связи с этим, если придется пересматривать бюджет 2012 г., то надо увеличивать расходы на инвестиции. 2012 год для правительства и страны будет весьма непростым.

О: Недоговоренности с Россией по газу означают, что для Украины цена на газ остается неизменной. При условии, если динамика экономического роста будет в стране положительной, а потребление газа и объемы его закупки не удастся сократить, то неизменность цены на газ будет усиливать, в конечном счете, дефицит платежного баланса. В такой ситуации Нацбанку придется делать все, чтобы удержать резервы на уровне $25-27 млрд., чтобы поддержать курсовую стабильность, а вместе с ней и финансовую, усиливая, прежде всего, координацию с Министерством финансов.

Однако уже сейчас видно, что экономическая динамика в следующем году будет намного слабее. Сейчас трудно предположить, получим ли мы прогнозируемые 3,5% ВВП или же вообще опустимся до нулевого роста. Очевидно, что в таких условиях потребление газа будет меньше, чем в 2011 г.

Кроме того, по данным неофициальных источников, некоторые производители-потребители газа обезопасили себя от подорожания голубого топлива и уже закупили определенные его объемы на будущий год. Причем, учитывая связь некоторых предприятий с собственниками газа, законтрактовать его поставки могли по ценам ниже тех, которые сложились на сегодня для Украины. В силу этих и других взаимосвязанных процессов ситуация с платежным балансом государства за счет фактора газа может измениться.

О: Ситуация с населением обстоит намного сложнее. С одной стороны, повышение тарифов — очень сложное решение как с политической, так и с экономической точки зрения. С другой — в текущей экономической ситуации это решение мне кажется неизбежным. Потому что и дальше дотировать потребление газа через бюджет правительству будет достаточно сложно. Ресурсы бюджета 2012 г. для этого весьма ограничены.

О: Тут вопрос не в себестоимости того или иного газа, а прежде всего в финансовом состоянии компании, которая этот газ нам поставляет,— НАК «Нефтегаз». Сейчас ее расходы намного (1,5% ВВП) превышают доходы, а мы с вами ведь уже отметили нехватку бюджетных ресурсов на покрытие этого дефицита. Таким образом, у компании будет наблюдаться как нехватка средств для проведения своевременных платежей по закупке газа, так и нехватка средств на модернизацию газотранспортной системы и обеспечение добычи собственного газа.

В: Наверное, финансовое состояние НАКа было бы намного лучше, если бы его руководство не покупало, к примеру, буровые вышки в полтора раза дороже рыночной стоимости…

О: Давайте этот вопрос оставим компетентным органам.

О: Прежде всего, валюту надо зарабатывать, а для этого нужна экономическая политика, направленная на поддержание и диверсификацию экспорта в направлении увеличения экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью и замещения импорта. Это понятно и даже тривиально с точки зрения провозглашения, а с позиций реализации такой политики нужно время. Поэтому придется тратить резервы НБУ. А вот как привести туда валюту — это ключевой вызов, который стоит сегодня перед Национальным банком.

В условиях хронического дефицита текущего счета платежного баланса, связанного с отрицательным торговым сальдо (которое нарастает), таким источником до сегодняшнего дня служили займы. Однако экономическая рецессия в Европе и активный уход инвесторов с развивающихся рынков дают нам сигнал, что этот источник иссякает.

Думаю, что приток валюты по финансовому счету и имеющиеся резервы будут балансировать платежный баланс где-то до конца первого полугодия. Потом, некоторое время, валютный рынок будут подпитывать деньги Евро-2012. А дальше ситуация малопрогнозируема. Многое зависит и не от нас. Но многое — и от нас. Если обострение в мире усилится, придется экономить вся и всем. К примеру, полезно вчитаться в контекст новогодних поздравлений некоторых лидеров стран ЕС.

Ангела Меркель (Германия): «Кризис будет долгим и тернистым, и год 2012-й будет более трудным».

Николя Саркози (Франция): «Тревога за вашу судьбу и судьбу ваших детей лишь возросла. То, что мы должны были сделать, мы уже сделали. Впереди — рождение другой Европы».

Джорджио Наполитано (Италия): «Жертвы необходимы для обеспечения будущего молодого поколения, это наша цель, от которой мы не можем отступиться».

Лукас Пападимос (Греция): «Мы продолжим прилагать усилия, с тем чтобы принесенные жертвы не стали напрасными».

В случае, если ситуация будет развиваться по неблагоприятному сценарию в Европе, для нас это тоже создаст проблемы, поэтому надо будет идти путем, по которому идут европейские страны. Это путь экономии и увеличения забот о будущем, в том числе и за счет настоящего поколения граждан, переживающих кризис стран.

О: Мы ожидаем, что максимум в страну придет $2-2,5 млрд. Конечно, это мало для поддержания баланса. Но когда речь идет о том, что в течение 2012 г. дефицит платежного баланса может составить около $8 млрд., то надо искать источники валюты везде, где только можно. Прежде всего, ориентируясь на новые инвестиционные проекты, в которых могут и должны принимать участие инвесторы из-за рубежа. 2012 год должен быть годом, в котором Украине необходимо приступить к реальному расширению сотрудничества с иностранными компаниями в реальном секторе экономики страны. А для этого нужна стабильность, в том числе и политическая.

О: Да, расчет именно такой. Но в этом расчете есть очень важная переменная — стоимость капитала на момент реструктуризации. Даже несмотря на то, что часть корпоративных займов — часто собственные деньги владельцев бизнеса из оффшоров.

Сегодня ставка внешних заимствований для Украины превышает 10% годовых по доллару, что серьезно увеличивает расходы на обслуживание валютного долга суверена и субъектов хозяйствования, и финансирование дефицита бюджета.

Более того, при такой ставке возможно даже формирование т.н. долговой пирамиды — при которой новые, более дорогие займы будут использоваться для выплаты старых долгов, и при этом не будет обеспечиваться эффективное вложение капитала, так как кредитование растет темпами, никого не удовлетворяющими.

О: Попытка зажать инфляцию и держать курс на фоне денежного голода экономики оправдана лишь до определенного времени. Ведь дефицит денег провоцирует рост стоимости капитала, что отражается на объемах производства и создании новых рабочих мест. Это аксиома. Совсем недавно россияне, стоявшие перед дилеммой удержания курса или экономического роста, выбрали экономический рост, девальвировав рубль. Оценивая сегодня последствия плавной 10-20%-ной девальвации, ученые и эксперты считают этот путь успешным — так как в экономике поддержана конкурентоспособность экспорта. Девальвацию осуществили и некоторые другие страны. Что же касается Украины, то мы свое время для плавного ослабления или, правильнее сказать, расслабления курсового коридора пропустили.

Сейчас, когда спрос на валюту со стороны населения существенно превышает предложение, а банки активно выдают гривневые кредиты под залог валютных депозитов, политика либерализации валютного курса несет в себе очень много рисков. Поэтому в ближайшем будущем мы будем наблюдать тенденцию к осуществлению жесткой монетарной политики, направленную на дальнейшее сдерживание спроса на валюту.

Однако многое в этом процессе уже зависит не от нас, а от ситуации на внешних рынках. Где, кстати, ситуация может развиваться по совершенно непрогнозируемым сценариям — никто не знает, какой будет новая экономическая модель после краха старой. Не исключено и, наверное, скорее желательно для поддержания спроса, особенно инвестиционного, Национальному банку увеличить предложение денег по сценарию, который осуществил Европейский национальный банк в конце 2011 г. Но об этом уже было сказано выше.

О: Что касается газовых вопросов, то если договоренности с РФ по снижению цены не будут достигнуты, тогда — неизбежное повышение тарифов и всемерная экономия. Это вопрос времени, и еще более острый вопрос — достаточность валютных резервов Нацбанка для финансирования импорта на фоне необходимых действий правительства по ограничению импорта.

Думаю, такие ограничения в рамках правил ВТО обязательно последуют. Иначе будет необходима девальвация гривни как средство снижения потока неэнергетического импорта в страну.

Однако это мера тоже достаточно противоречивая, так как девальвация станет серьезным ударом не только по импортерам, но и по населению, и прежде всего — банковским учреждениям.

Ослабление курса гривни приведет к еще большему ухудшению качества кредитных портфелей банковских учреждений, которые снова будут поставлены перед необходимостью формировать резервы и увеличивать капитал. Что может стать очередным толчком к выходу иностранных банков с украинского рынка со всеми вытекающими последствиями. Нельзя ведь исключать сценарий того, что в случае дальнейшего ухудшения экономической ситуации, в мире и ЕС в частности, зарубежные группы спишут привлеченные на украинском рынке финансовые ресурсы — то есть депозиты — на убытки.

О: Да, эти договоренности чрезвычайно важны. Иначе мы рискуем в 2012 г. оказаться в ситуации двойного дефицита — текущего счета платежного баланса и финансового счета платежного баланса, которые будут оказывать серьезное давление на курс гривни.

Кроме того, надо уже сейчас начинать работу над перечнем активов, которые могут быть проданы с целью привлечения валюты.

О: Да, и ее тоже. Этот вопрос сейчас наиболее часто дискутируется в политической и экспертной среде, однако чаще всего относительно ГТС звучат не экономически взвешенные аргументы и предложения, а лозунги. С моей точки зрения, выгоды от совместной эксплуатации ГТС будут намного выше, чем если она останется в безраздельной собственности Украины. Дело в том, что газопроводы, как и любое техническое средство транспортирования, постоянно нуждаются в модернизации. Если средства на таковую не поступают (а мы уже говорили о том, что бюджетная ситуация в будущем году будет достаточно напряженной), то магистраль превратится в металлолом. Запуск «Голубого потока» только ускорит этот процесс.

Создание же консорциума по управлению ГТС дает дополнительные источники поступления валюты на ее модернизацию.

Думаю, активную позицию в предоставлении Украине кредитов в рублях займет и Российская Федерация, которая также видит здесь свои серьезные стратегические интересы.

Поэтому моя позиция в этом вопросе однозначна — нужно искать пути совместного использования украинских магистралей совместно с партнерами по транзиту и потреблению газа — Россией и ЕС. Вопрос в том, какие будут эти договоренности и какова степень их прозрачности и легитимности.

О: С одной стороны, да — сейчас мы ведем работу над формированием отраслевого торгового баланса, с оценкой ценовой конкурентоспособности украинских и зарубежных товаров. Мы предлагаем оценить и определить те группы товаров украинского производства, которые могут удовлетворять спрос и противодействовать импорту. Главное здесь — обеспечить спрос, в том числе за счет кредитов. Соответствующие виды деятельности могут быть прокредитованы государственными банками. Но, чтобы запустить этот процесс, нужна серьезная команда квалифицированных менеджеров, а также обеспечение прозрачности в использовании государственных ресурсов и сотрудничестве государства и бизнеса. Коррупция здесь недопустима.

О: Это будет зависеть от экономической ситуации. Если она будет сложной, думаю, Международный валютный фонд пойдет на то, чтобы если и не предоставить новый транш финансовой помощи Украине, то пролонгировать существующую задолженность (к ее возврату НБУ и Минфин должны приступить уже в этом году). Ухудшение обстановки в регионе на фоне уже существующих проблем в Европе — никому не нужно. Особенно учитывая масштаб вложений нерезидентов в отечественную экономику.

Думаю, активную позицию в предоставлении Украине кредитов в рублях займет и Российская Федерация, которая также видит здесь свои серьезные стратегические интересы.

О: В формировании рынков сбыта своей продукции — классическая система работы зон свободной торговли, которые нам сегодня предлагают как страны СНГ с одной стороны и ЕС — с другой. Последствия таких зон, например, вполне ощутила Канада, вошедшая в свое время в Североамериканскую зону свободной торговли. В период кредитного бума 2004-2008 гг. мы наблюдали, как европейские банки активно заводили в Украину деньги для того, чтобы прокредитовать сбыт импортной продукции. Но для Украины это была лишь иллюзия благополучия, негативные результаты которого не исчерпались до сих пор. Европа на этой модели также уже обожглась — ведь причина кризиса в Евросоюзе как раз и заключается в том, что одни страны достаточно долгое время были экспортерами капитала, а другие — импортерами.

При этом, образно выражаясь, импортеры капитала потребляли товары других стран, не увеличивая в должной степени производство на собственных предприятиях. В конечном итоге это и заложило фундамент европейского долгового кризиса, поставив под угрозу целостность ЕС. Правда, все это похоже на нас? Поэтому наш путь в Европу при той модели, которая до сих пор работает и которая привела к кризису ЕС, потребует отказа от многого, к чему мы так привыкли за 20 лет.

Россия и Китай в таких глобальных процессах только начинают участвовать, поэтому, я думаю, деньги в экономику Украины в ближайшее время будут приходить в первую очередь из этих регионов. Правда, если раньше поставщики капитала были готовы на гарантии правительств, то после печального опыта еврозоны сегодня в цене гарантии активами.

О: В текущих экономических реалиях продажа Родины — уже понятие относительное. Ведь к Греции уже предъявлялись условия погашения долгов за часть территории. Вопрос в том, может ли подобная политика быть основой долгосрочной стратегии со стороны Украины. Мое мнение — нет. Потому что подобные механизмы привлечения ресурсов просто углубляют нашу долговую зависимость от других стран и валют. Что лишь создает отсрочку наступления следующего кризиса, с последующим торможением и откатом экономики и уровня жизни населения еще на несколько лет назад.

Могу к сказанному добавить, что в ловушку долгового кризиса попадают не только правительства отдельных стран. В нее попадают и так называемые домашние хозяйства. Тогда еще вся страна находится в ней. В этой части и у нас уже есть проблемы. Мы недавно закончили анализ динамики собственного капитала предприятий промышленности и их обязательств в Украине. Интересный результат. С 2000 г. по 30.11.2011 г. коэффициент соотношения заемного и собственного капитала непрерывно рос.

Если в 2000 г. он был 0,81, то по итогам сентября 2011 г. он уже составил 1,73, т.е. увеличился более чем в два раза. Движение в этом направлении дальше может многие бизнесы превратить, образно говоря, в маленькие Греции. Мне могут возразить тем, что отвечать по долгам будет бизнес. Безусловно. Но ведь массовые банкротства — это массовая безработица. А это уже проблема всей страны и, конечно же, правительства. Поэтому ответ надо искать в экономической политике всей страны.

Валерий Геец, глава Института экономики и прогнозирования НАН Украины. Родился в с. Сезьки Ичнянского района Черниговской области. В 1968 г. окончил механико-математический факультет Киевского университета им. Тараса Шевченко; механик. В 1973 г. защитил кандидатскую диссертацию в Институте экономики Академии наук УССР. В 1988 г. получил докторскую степень, а в 1997 г. возглавил Институт экономики и прогнозирования НАН Украины. В 1994-2000 гг. — внештатный советник президента Украины (Леонида Кучмы) по макроэкономике. В 1997-2001 гг. — член Высшего экономического совета при президенте Украины. Женат, имеет сына и дочь.

Loading...
Погода, Новости, загрузка...

Потребительское


Видео