Клиентские слезы «отольются» аудитом

25 марта 2014, 06:33


Иллюстрация к статье «Клиентские слезы «отольются» аудитом»

Нацфинуслуг заподозрил страховые компании в подаче недостоверной отчетности. На прошлой неделе небанковское ведомство обнародовало проект своего распоряжения «О порядке назначения дополнительной обязательной проверки с определением аудитора», в котором расписал методы борьбы с зарвавшимися подопечными. Документ еще не утвержден, однако страховщики уже готовятся встречать ревизоров. По их мнению, в случае его принятия в нынешней редакции регулятор получит практически неограниченные полномочия по назначению аудита, однако вряд ли сможет навести на рынке порядок.

Предусмотренный в проекте перечень прегрешений, которые могут повлечь назначение дополнительного аудита страховой компании, весьма разнообразен. В их числе несоответствие предоставленного страховщиком аудиторского вывода требованиям международных стандартов аудита, слишком высокая доля внутреннего перестрахования (более 50%), наличие на протяжении года более 10 жалоб граждан, недовольных порядком выплаты возмещения страховщиком, большой удельный вес (более 40%) в балансе страховщика нематериальных активов, долгосрочных финансовых инвестиций, дебиторской задолженности и многое другое. В качестве чрезвычайных ревизоров смогут выступать лишь неаффилированные с СК аудиторы, имеющие не менее чем трехлетний стаж работы на рынке финансовых услуг, качество работы которых подтверждено Аудиторской палатой Украины.

Страховщики признают, что проблем с подачей отчетности на рынке нынче более чем достаточно. «Сейчас зарегистрировано 450 компаний, из которых только 50 можно считать страховщиками не только формально, но и фактически. Подача недостоверной отчетности позволяет финучреждениям скрывать неплатежеспособность и нарушения законодательства, продолжая свою деятельность. Учитывая сегодняшнее состояние рынка, предоставление недостоверной отчетности является скорее нормой, чем исключением», — отметил в беседе с «ДС» президент Украинской федерации страхования Александр Завада.

Однако выбранный комиссией метод выведения компаний на чистую воду финансисты считают нелогичным. Ведь первый (основной) аудит проводят ревизоры, также одобренные Нацфинуслуг: реестр уполномоченных проверяющих насчитывает более 850 участников. «Получается, что, назначая дополнительную проверку, регулятор ставит под сомнение результаты аудита, проведенного утвержденными им же аудиторскими компаниями», — говорит первый заместитель генерального директора страховой компании «НАСТА» Алена Ковалева.

Крайне скептически страховщики отнеслись и к перечню оснований для внеплановой ревизии. «Понятно, что комиссия хочет убрать с рынка фиктивные активы. Но почему тогда регулятор игнорирует такой показатель, как кредиторская задолженность страховщиков? Ведь именно кредиты используются компаниями, у которых нет реальных денег, для быстрого наращивания ликвидности перед подачей отчетности», — отмечает глава комиссии по страхованию Украинского общества финансовых аналитиков Вячеслав Черняховский.

«Как бы ответственно не работала страховая компания, жалобы клиентов неизбежны. Но для одного страховщика 10 жалоб — это 1% от количества заявленных убытков, а для другого — 0,001%. Понятно, что в последнем случае этот показатель никак не влияет на уровень выплат и выполнение обязательств перед клиентами. Поэтому жалобы граждан не могут быть количественным критерием и основанием для назначения дополнительного аудита компании», — дополнил его директор юридического департамента СГ «PZU Украина» Василий Зубач.

Малоэффективны аудиторские проверки и в борьбе с оптимизационными схемами, которые проводятся через внутреннее перестрахование. Тут помогли бы не новые инспекции, а простой перевод страховой отрасли на уплату налога на прибыль (эта норма снова была отсрочена до 2013 г.). Дополнительные же ревизии лишь спровоцируют новую волну коррупции среди ревизоров и чиновников, изучающих их отчеты.

Loading...
Погода, Новости, загрузка...

Потребительское


Видео